АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Пушкинская улица, дом 20, Гостиница «Пале-Рояль» (Дом баронессы Л. К. фон Таубе), архитектор – А. В. Иванов, годы постройки: 1875 – 1876

Биография Фёдора Шаляпина тесно связана с Петербургом. Сюда он приехал совсем юным, ему было чуть больше 20 лет. И столица поразила его своей «своеобразной, хмурой красотой», ему понравились «широкие улицы, Нева, театры». А начиналось погружение молодого Шаляпина в богемную среду в этой знаменитой гостинице «Пале-Рояль», где он остановился. Главным персонажем здесь был, конечно же, эпатажный актёр Мамонт Дальский. К нему-то и прибился никому ещё не известный оперный певец Фёдор Шаляпин.

Михайловская улица, дом 2, Здание Дворянского собрания, архитекторы – К. И. Росси, П. П. Жако, В. А. Шретер, годы постройки: 1834-1839, 1899-1901

В своей книге воспоминаний «Душа и маска» Шаляпин описывает удивительный случай, благодаря которому он пробился на театральные вершины Петербурга. Будущий знаменитый актёр Василий Качалов, когда учился в Санкт-Петербургском университете, подрабатывал антрепренёром и устраивал балы-концерты. Однажды ему поручили съездить в гостиницу «Пале-Рояль» за любимцем публики Мамонтом Дальским и привезти его на выступление в Концертный зал Дворянского собрания.

Большой зал Санкт-Петербургской государственной академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Приехав, Качалов обнаружил Дальского пьяным и не способным поехать на концерт. Актёр порекомендовал взять своего друга «Федьку». После концерта в Дворянском собрании о Фёдоре Шаляпине заговорили по всему Петербургу!  

Театральная площадь, дом 1, Государственный академический Мариинский театр, основан в 1783 году

Шаляпин проработал в нескольких знаменитых столичных театрах, а в 1895 году был принят дирекцией Императорских театров в состав Санкт-Петербургской оперной труппы. Началась эра Шаляпина в Мариинском театре, который он называл своим родным домом!

Здание Мариинского театра, архитектор – А. К. Кавос, годы постройки: 1847 – 1848, 1859 – 1860

Фёдор Шаляпин пел на сцене Мариинского театра больше 20 лет и прославился как выдающийся артист, создавший галерею незабываемых образов – Ивана Грозного в «Псковитянке», царя-мученика Бориса Годунова, распутного князя Галицкого в «Князе Игоре», мудрого Досифея в «Хованщине» и много других. Кстати, в 1911 году именно благодаря Шаляпину, исполнившему партию главы раскольников Досифея и поставившему эту оперу в качестве режиссёра, «Хованщина» появилась в репертуаре Мариинского театра. Спектакль имел огромный успех и по сборам опережал даже «Евгения Онегина». С тех пор «Хованщина» — одна из фирменных постановок прославленного театра и именно этот спектакль 24 февраля Валерий Гергиев и коллектив Мариинского театра представят на родине Фёдора Шаляпина – в Казани. Исполнение «Хованщины» завершит 41-й Международный оперный фестиваль имени великого русского баса.

Ну а что касается судьбы Шаляпина и Мариинского театра, то певец стал спасением для него в суровые революционные годы: в 1918-м артиста назначили художественным руководителем бывшего Мариинского театра. В том же году он первым получил звание Народного артиста Республики.

Александровский парк, дом 4, Оперный зал Народного дома императора Николая II, архитектор – Г. И. Люцедарский, годы постройки: 1910 – 1912

Каждый спектакль с участием Шаляпина превращался в событие, театры публика брала чуть ли не штурмом. Поэтому не удивительно, что открывшийся в начале 20 века новый – Оперный — корпус при величественном Народном доме императора Николая II в Александровском парке привлёк для торжеств в честь 300-летия Дома Романовых – Царя-баса!

Санкт-Петербургский государственный театр «Мюзик-Холл», дата открытия – 5 декабря 1928 года

История одного из самых грандиозных театров мира тесно связана с легендой мирового оперного искусства. Шаляпин выступал здесь не только в качестве солиста, но и режиссёра. Певец высоко ценил акустику Нового оперного зала. Народный дом стал «официальной сценой» Шаляпина. Здесь он спел партию короля Филиппа II в опере «Дон Карлос» Верди и Дон-Кихота в одноимённой опере Массне, кстати, написавшего свой шедевр специально для русского певца.

После юбилейных торжеств в честь 150-летия Шаляпина любимый Петербургский «Мюзик-Холл» закроется на грандиозную реконструкцию, но перед этим его переименуют в Музыкальный театр имени Ф. И. Шаляпина.

А ещё «Мюзик-Холл» выступил с предложением, наконец-то, установить на месте этого закладного камня настоящий памятник Шаляпину. Ведь ещё в 2017 году певец вошёл в Перечень выдающихся личностей, которые связаны с Петербургом.