АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

100 лет назад из своего дома на Аптекарском острове, здание под №2-Б по тогдашней Пермской улице, уехал на гастроли в Европу и больше никогда не вернулся выдающийся русский оперный певец – Фёдор Иванович Шаляпин. В этом доме звезда Мариинского театра прожил целых 7 лет – с 1915 по 1922 год. А к 125-летию со дня рождения Шаляпина, 11 апреля 1975 года, в доме под № 2-Б уже на улице Графтио открылся мемориальный дом-музей, куда я вас и приглашаю.

Почему фактически при таком положении, он же был звездой Мариинского театра, супер уважаемым человеком, и в итоге он взял и покинул страну?

АЛЕКСАНДРА ПЕТРОВА, заведующая филиалом «Дом-музей Ф. И. Шаляпина» Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства:

В 22-ом году Шаляпин на пять лет отбывает на заграничные гастроли. В средствах массовой информации появилось сообщение о том, что Шаляпин пособничает детям белых эмигрантов. Шаляпин, будучи в Париже, сделал пожертвование 5000 франков в церковь в поддержку голодающих детей. Но какой-то подоплёки не было. Начинается скандал. И его вызывают во Франции, он же был в Париже, в посольство и сообщают о том, что ему закрыт въезд в страну и он лишается всей своей собственности. Квартира уже к 28-му году, в которой мы сейчас находимся, начинает уплотняться и становится коммунальной.

Много предметов, которые стоят вот на поверхностях, это тоже всё шаляпинские вещи. То есть то, чего касалась рука Фёдора Ивановича Шаляпина. В таком виде это панно создано уже экспозиционерами. Эту коллекцию подарил Шаляпину Максим Горький. Знаем, что Шаляпин очень не любил бутафорию. И на сцене требовал разрешения выступать с настоящим оружием. Дирекции театров шли ему на уступки. Единственное было условие — оружие не должно было быть заточено.

В этой комнате, например, хранится бюст — это портрет Марии Валентиновны Петцольд — супруги Фёдора Ивановича, — который он вылепил своими руками. Даже оставил автограф.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Не могу не спросить про эту картину. По-моему слишком аллегорический образ.

АЛЕКСАНДРА ПЕТРОВА, заведующая филиалом «Дом-музей Ф. И. Шаляпина» Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства:

Вы абсолютно правы. Здесь Александр Яковлев изобразил Фёдора Ивановича как раз богом-покровителем искусств, о чём нам говорят театральная маска, музыкальная лира. Да и обезьяны, которые олицетворяют лицедейство. Мы видим, на самом деле здесь обезьяны повторяют позы Фёдора Ивановича Шаляпина. Вот одна обезьянка — главную фигуру, вторая — уходящего. Но кто-то из современников сказал, что обезьяны здесь изображают менее успешных партнёров Шаляпина по сцене.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Ну не могу не спросить про эту культовую картину. Если я ничего не перепутал, тоже Кустодиев. Это оригинал, подлинник.

АЛЕКСАНДРА ПЕТРОВА, заведующая филиалом «Дом-музей Ф. И. Шаляпина» Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства:

Всё верно. Подлинник. Эту картину Шаляпин купил у Кустодиева. Кустодиев написал её в 21-ом году, Шаляпин, уезжая на гастроли в 22-ом году, забрал её с собой. Здесь Шаляпин предстаёт уже на пригорке такой знаменитостью. Здесь есть вот ещё несколько персонажей, которые тоже важны для него в жизни — Исай Григорьевич Дворищин, а рядом это дочери Марфа и Марина. Кустодиев решил сделать повтор в 22-ом году. Он повторяет эту работу, она чуть меньше и с его архивом уже перешла в Русский музей.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Есть какая-то информация о том, что под окнами толпы фанатов стояли?

АЛЕКСАНДРА ПЕТРОВА, заведующая филиалом «Дом-музей Ф. И. Шаляпина» Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства:

Есть другая информация. Когда-то пропала собака Шаляпина. Убежал. И Шаляпин в газете разместил объявление — нашедшему вознаграждение. О радость всех поклонников, во-первых, они узнали адрес. На лестнице выстроилась толпа людей с абсолютно разными собаками. Задача была просто увидеть великого артиста.