За несколько дней до открытия выставки сотрудники Эрмитажа распаковывают экспонаты. Все эти предметы принадлежали князьям Юсуповым. Через 100 лет они вернулись во дворец. Правда, ненадолго, на время выставки произведений из собрания Государственного Эрмитажа «Мир русского дворянства. Юсуповы и Восток».

Мария Меньшикова, старший научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа, куратор выставки:

Такие коврики чудесные – бархатные изделия, расшитые металлической и шелковой нитью. Декоративные вещи украшали интерьеры Юсуповского дворца.

В фамильной коллекции Юсуповых – восточные ковры, ткани и вышивки персидской, турецкой и китайской работы XVIII-XIX веков. Они использовались как пологи или покрывала. Эта иранская портретная завеса с изображением Фатх-Али шаха украшала Мавританскую гостиную.

Валентина Набок, заведующая отделом учётно-хранительской работы Санкт-Петербургского дворца культуры работников просвещения (Юсуповского дворца), куратор выставки:

Вообще-то она задумывалась как восточная гостиная, созданная по проекту архитектора Ипполита Антоновича Манигетти, и нашли место многие из тех предметов, которые нынче приехали к нам на выставку Они все должны были создать для Юсуповых и гостей образ восточной гостиной, восточной комнаты. Причём под востоком Юсуповы понимали всё, что находится за границами Российской Империи, чуть дальше Волги, например.

Интерес к восточной культуре для Юсуповых был и увлечением, и данью моде. На выставке можно увидеть более ста тридцати предметов, выполненных либо в странах Востока, либо в Европе и в России «под Восток».

Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа:

Это то, как восточные культуры становились частью европейской. Где-то это было подражание сначала, потом историзм, который играет с разными стилями. Поэтому они сами по себе ценность. В этом и их прелесть. Юсуповы те из немногих, кто увезли супер-вещи. Два Рембрандта находятся в Метрополитен, но они сами хозяева, сами увезли.

Бронзовые канделябры и светильники, письменные приборы, стеклянные расписные вазы. И, конечно, сервизы – особая гордость коллекции. Этот «Чёрный сервиз с китайцами» Севрской мануфактуры Николай Борисович-старший заказал во Франции.

Мария Меньшикова, старший научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа, куратор выставки:

Это совершенно удивительная работа. Чёрный фон, на котором расписаны золотом двух цветов и платиной фигуры и композиции. Особенная техника, которую придумали именно французы на Севрской мануфактуре. Основывается этот декор на китайских изделиях из лака. Чёрный лак с инкрустациями драгоценными камнями, перламутром, золотом, серебром. И получается, что мы представляем оригинальные изделия китайские 17 века и те вещи, которые повторяли, копировали редкости китайского производства.

В 1918 году дворец был национализирован, и в нём открыли историко-бытовой музей. Уже после его закрытия основная часть коллекции Юсуповых была разделена между Эрмитажем и Русским музеем.
Сотрудники Эрмитажа провели серьёзную работу по поиску предметов, принадлежавших князьям Юсуповым. Им удалось раскрыть историю экспонатов, их бытование и авторство. Так, в процессе реставрации этого изящного полушкафа были раскрыты клейма Адриана Делорма и Пьера-Гарри Мевесена — известных французских мебельщиков последней четверти XVIII века. И здесь без востока не обошлось. Вставки на дверцах вырезаны из китайской ширмы 17 века с популярным резным полихромным лаком.
Китайская, кавказская, турецкая работа – это и подлинное оружие, принадлежавшее Николаю Борисовичу Юсупову-младшему. На кортике и шашке его инициалы — Н. Ю.

Валентина Набок, заведующая отделом учётно-хранительской работы Санкт-Петербургского дворца культуры работников просвещения (Юсуповского дворца), куратор выставки:

Вообще-то она задумывалась как восточная гостиная, созданная по проекту архитектора Мне очень трудно представить себе, что этот чуткий, ранимый, музыкальный человек с музыкальными пальцами, с таким религиозно-ориентированным мировоззрением, чтобы он держал орудие убийства в руках. Это были для него предметы искусства. Эти предметы искусства он разместил у себя в кабинете, укрепив их над камином, следуя моде той поры, организовал целую композицию.

Одним из символом выставки в Юсуповском дворце стал подсвечник в виде композиции с птицей и фруктовым деревцем в кашпо. Изящная работа, выполненная из серебра с позолотой, с использованием полудрагоценных камней. Такие искусственные растения были модными украшениями европейских интерьеров. И Юсуповы не могли устоять перед его красотой. Спустя век этот и другие предметы из их коллекции вновь гостят в родном доме.