АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

30 декабря исполнится 100 лет с момента основания Союза Советских Социалистических Республик. Конечно, этой страны уже давным-давно не существует, но осталось большое кинематографическое наследие. Ведь, без преувеличений, советский кинематограф – одна из ярчайших страниц всего мирового кино. Так совпало, что в начале декабря в Москве стартовал 4-й международный кинофестиваль стран-содружеств «Московская премьера». На сегодняшний день это единственный, лучший смотр всего национального кинематографа стран, которые когда-то входили в состав Советского Союза. Что ж, давайте посмотрим, как это выглядит на сегодняшний день.

«Московская премьера» берёт своё начало в далёком 2003 году. Её первым президентом был народный артист СССР Алексей Баталов. В 2019-м кинофестиваль перезапустили как международный, и он сфокусировался на кинематографе постсоветского пространства. Но на 4-м году жизни «Московская премьера» столкнулась с новыми внешними вызовами.

ВЯЧЕСЛАВ ШМЫРОВ, художественный руководитель МКФ «Московская премьера», член Российской академии кинематографических искусств «Ника»:

Вот эти два года, которые заставили людей сидеть по домам, вот эти месяцы, когда из российского кинопроката практически оказался вымыт Голливуд, это большой стимул для того, чтобы наши зрители не ходили в кино. И мы должны себя убедить в том, что есть кино, достойное внимания.

Почти 60 сеансов и 90 фильмов на 5 площадках – таков масштаб 4-й «Московской премьеры», церемония открытия которой прошла в знаменитом Киноцентре Центрального Дома журналиста столицы. Современная же задача форума – развитие единого культурного и кинематографического пространства стран бывшего СССР.

ЕВГЕНИЙ МАЙЗЕЛЬ, директор программы полнометражных фильмов МКФ «Московская премьера»:

В этом году получилось так, что, мне кажется, в конкурсе борются между собой фильмы реалистического направления и фантасмагорического, более символического. Такая коллизия получилась. Но это именно коллизия этого года.

Типичный пример соединения реализма с фантасмагорией – московская премьера артхаусной драмы «Поэт» живого классика казахского кино Дарежана Омирбаева. В основе сюжета – биография знаменитого акына Махамбета Утемисова, современника Пушкина и Лермонтова.

СЕРИК САЛКЫНБАЕВ, актёр:

У нас есть герои своего времени. Будь-то 18 век, 17 век, 21 век. Показать жизнь поэта, общество их отторгает, при жизни не понимает, что они могут творить.

Другая конкурсная программа «Московской премьеры» – короткий метр. Половина участников – далеко не новички в кино, а местами – уже призёры крупных мировых киносмотров.

АЛЕКСАНДРА ЖУКОВА, директор программы короткометражных фильмов МКФ «Московская премьера»:

Если говорить о теме этого года, рефрен, то, как ни странно, видимо, так повлияла самоизоляция и ковид, очень много фильмов, связанных с тотальным одиночеством. Даже если герой, персонаж находится в семье, в обществе, он всё равно одинок, он что-то не договаривает, что-то скрывает, прячет клад, не сообщает ничего своей семье, не находит с ними душевного контакта. Он всё равно пытается решать свои проблемы самостоятельно и формула «найти своих и успокоиться» работает не всегда.

Итак, в конкурсе – 22 короткометражки из стран СНГ, семь из них – российские, причём одна картина из Петербурга режиссёра Руслана Янковского. «Дельфины в космосе», фильм-посвящение Юрию Гагарину и его супруге. В главных ролях: Илья Дель и Роза Хайруллина.

РУСЛАН ЯНКОВСКИЙ, режиссёр:

Основная идея фильма «Дельфины в космосе» – по-новому взглянуть на жизнь Юрия Гагарина. Не только на его жизнь, но и на жизнь Валентины Гагариной и Королёва. Все люди, повлиявшие на его жизнь, появляются вместе с ним в моменте ещё до его рождения.

Московская премьера» славится своими параллельные показами и спецпрограммами. В «мемориальной» части фестиваля – спецсобытие в память об Андрее Тарковском в Библиотеке-Читальне имени И. С. Тургенева, где прошла презентация новой книги летописца жизни Тарковского – киноведа Ольги Сурковой.

ОЛЬГА СУРКОВА, киновед, историк кино:

Что касается вот этой новой моей работы, где собрано всё, о чём я говорила с Тарковским, то здесь, я думаю, я даю довольно полный образ живого, настоящего, подлинного Тарковского. Мне трудно самой об этом судить, но говорят, она даёт ощущения, почему и сказала в своё время Нея Марковна Зоркая, что я летописец, что это, действительно, живой Тарковский.

Если презентация книги «Андрей Тарковский. Так далеко, так близко» приурочена к 90-летию самого знаменитого в мире советского кинорежиссёра, то в учебном ТЕАТРЕ-ГИТИС вспоминали великого Анатолия Папанова в честь его 100-летия.

ЕЛЕНА ПАПАНОВА, актриса, режиссёр:

Папа всё время работал в Театре Сатиры, играл комедийные роли, а если посмотреть его фильмографию, там получается, что, дай Бог, 6-7 фильмов комедийных наберётся, а остальное – всё это такие серьёзные, драматические работы.

Кстати, родной для Анатолия Папанова Театр Сатиры в следующем году отметит 100-летие, также, как и свой первый маленький юбилей – 5-летие, справит и кинофестиваль «Московская премьера». Ну а пока победителей 4-го киносмотра назвали на сцене «Домжура». Гран-при фестиваля получил полный метр из Казахстана – «Поэт». Лучшим короткометражным фильмом стала кыргызская лента «Сын своего отца».

ДАСТАН МАДАЛБЕКОВ, режиссёр:

Премьера мировая состоялась в Испании, в Бильбао, мы там получили приз за освящение проблемы одиноких детей. Это, действительно, проблема, мне кажется, и на родине, потому что мы знаем, что многие мигранты оставляют своих детей и приезжают сюда, кормить, их, и там они растут без любви родительской.

«Московская премьера» вновь доказала свой кинематографический авторитет. Тем более, что это абсолютно камерный кинофестиваль, но с обширной индустриальной программой и без всякого гламура.