Женщина, которая в конце XVIII века смогла стать главой двух Академий, безусловно, была личностью неординарной во всех смыслах. В то время как вся знать строила загородные поместья для отдыха и развлечений, княгиня Дашкова, чтобы, вдали от столичной Ярмарки тщеславия, работать над первым словарём русского языка.

Анастасия Жиркова, заместитель директора по научной работе музея «Нарвская застава»:

Он создан был в рекордные, для таких словарей, короткие сроки — за 11 лет. Это действительно настоящий феномен, как говорил об этом Карамзин, потому что, например, Словарь французской Академии создавали 60 лет. Сама княгиня здесь, в этой усадьбе, как она вспоминает в записках, работала над собиранием слов на буквы Ц, Ш и Щ.

Спеша обустроить усадьбу, дама академик порой трудилась вместе с каменщиками, возводившими стены здания, которое хозяйка сама же и спроектировала. Путешествуя по Италии, Екатерина Романовна влюбилась в палладианскую архитектуру с её гармонией пропорций, ясной формой, благородством линий и визитной карточкой — колонным портиком. Княгиня стала амбоссадором этого стиля в России. И даже вмешивалась в строительство нового здания Академии Наук, давая указания Кваренги.

Княгиня «русская душой и телом» — по выражению энциклопедиста Дидро — трудностей не боялась. Даже этот скромный клавесин свидетель того, что Екатерина Романовна умела отвечать на вызовы. Музицировала тогда вся знать Российской Империи, но мало кто ещё и сочиничельствовал.

Анастасия Жиркова, заместитель директора по научной работе музея «Нарвская застава»:

Княгиня Дашкова, когда путешествовала по Европе, то в Дублине к ней обратилась знаменитая, в то момент, благотворительница Арабелла Денни с просьбой написать духовный гимн для католической церкви. И княгиня Дашкова пишет в записках, что собралось большое общество послушать, что же сочинил «русский медведь». Но все были очень довольны.

Екатерина Дашкова — дитя своего времени — эпохи Просвещения. Тогда среди вельмож коллекционирование минералов и окаменелостей стало не просто модным веянием, а делом особой важности — близким государственной службе.

Анастасия Жиркова, заместитель директора по научной работе музея «Нарвская застава»:

Коллекция действительно была большая. Натуральный кабинет. На склоне лет, она, когда уезжает в из Петербурга в Москву, перевозит эту коллекцию. И дарит её Московскому университету. В этой коллекции было более 15000 предметов. Для того, чтобы её переписать ушло у сотрудников больше года.

Так что всё, что делала учёная княгиня, было посвящено благородной цели Всеобщего просвещения, воспитанию добрых нравов и гармонии общества и государства.