Ксения Сотникова, корреспондент:
Исаакиевский собор поражает не только своими масштабами и архитектурой, но и внушительным собранием монументальной религиозно-исторической живописи. Под сводами более сотни росписей, созданных выдающимися художниками: Карлом Брюлловым, Фёдором Бруни, Василием Шебуевым и не только. Сейчас специалисты реставрируют живописные произведения искусства в северо-восточной части собора.
Реставрацию проводят в несколько этапов. Сейчас за строительными лесами происходит настоящее таинство, скрытое от глаз посетителей. Специалисты восстанавливают росписи и декоративные элементы. Но, по сути, реставрация монументального сооружения и его интерьеров идёт уже несколько десятков лет.
Анна Голованова, начальник научно-исследовательского отдела Государственного музея-памятника «Исакиевский собор»:
Все проблемы начались еще на завершающем этапе строительства. То есть вот уже почти 200 лет реставрационные работы идут почти беспрерывно. Так как собор не отапливался во время войны, то все осадки: дождь, снег, всё попадало через трещины в кровле, проникало уже ближе к интерьеру, и живопись отставала от кирпичной кладки вместе со штукатуркой.
Проводили реставрацию и в послевоенное время. Под сводами на позолоченных скульптурах с виду то ли заплатки, то ли наклейки. И не сразу становится ясно — это маркеры времени.
Геннадий Полунин, начальник отдела реставрации и капитального ремонта Государственного музея-памятника «Исакиевский собор»:
Это, непосредственно, контрольные маяки, оставленные при производстве работ. Можно увидеть здесь пыль, грязь, копоть. Этой пыли уже около семидесяти лет. Конечно, она влияет, разрушает непосредственно сам слой скульптур.
Перед тем как приступить к реставрации росписей провели исследования. Таким как сейчас шедевр Василия Шебуева «Воскрешение сына вдовы Наинской» был не всегда.
Анна Холинова, художник-реставратор:
На стенде представлены фотографии как композиция выглядела до начала реставрации. В косом боковом свете видно шелушения, отставания красочного слоя. Мы делали очаговые укрепления красочного слоя, промывку поверхностных загрязнений, утоньшение лаковой плёнки.
Юлия Смирнова, художник-реставратор:
На данной картограмме мы указали синим цветом — это плотные записи предыдущих реставраторов. Белым цветом — это авторский слой. Самая сложность — это, когда записи нанесены в местах утрат. Там, где записи заходят на автора мы их удаляем. А в местах утрат мы их подводим под автора по цвету и тону.
Ксения Сотникова, корреспондент:
Мы сейчас находимся на высоте приблизительно десяти этажей. На данный момент это самая высокая точка реставрации интерьеров Исаакиевского собора. Здесь специалисты восстанавливают росписи художника Петра Шамшина и возвращают былой блеск декоративным позолоченным элементам.
Реставрация в северо-восточной части храма — только верхушка айсберга. Именно такое сравнение приходит в голову, когда смотришь на монументальный Исаакиевский собор. По словам специалистов, шедевры продолжат восстанавливать, а вместе с тем будут смещаться и строительные леса. И, возможно, исчезнут полностью только через несколько лет.