АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Весь этот юбилейный год, посвящённый 350-летию со дня рождения Петра I, мы рассказывали вам о петровской эпохе и биографии Петра I исключительно в контексте Санкт-Петербурга, потому что его появление на свет, имею ввиду города на Неве —  является одним из важнейших достижений царя за всю его эпоху правления. Но с нашей точки зрения было бы настоящим преступлением не вспомнить место, откуда начинается биография последнего русского царя и первого российского императора. Мы приехали в Москву и оказались в Коломенском —  месте, где прошло детство Петра I, которое он вспоминал с особой теплотой на протяжении всей своей жизни. Я приглашаю вас прогуляться по петровским местам Музея-заповедника «Коломенское», который в следующем 2023 году будет отмечать своё столетие.

Музей-заповедник «Коломенское», Дворец царя Алексея Михайловича, Историко-художественная реконструкция, годы постройки: 2007 – 2010

ИВАН МИРОЛЮБОВ, экскурсовод Музея-заповедника «Коломенское», кандидат исторических наук:

Дворец начал строиться в мае 1667, года построили его буквально за один строительный сезон, но это именно плотницкая работа. То есть сами терема были построены, а вот уже украшения наполнение дворца, росписи, обивка стен дорогими тканями — это всё работа, которая заняла долгое время. Дворец был в общих чертах завершен к 1672 году, в этом году его получается освятили в августе месяце, на следующий день после именин царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной — матери Петра Великого.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Мы находимся в рабочем кабинете Петра I? Это историческая конструкция?

ИВАН МИРОЛЮБОВ, экскурсовод Музея-заповедника «Коломенское», кандидат исторических наук:

Это кабинет, скорее мы не можем сказать, что именно так выглядел кабинет Петра Великого в Коломенском дворце, потому что мы вообще находимся в той части, которая предназначалась для проживания царских сыновей. Конечно при царе Алексее Михайловиче здесь интерьеры были несколько иные, но интерьер, который вы здесь видите сейчас —  это некая реконструкция пространства, которое было бы симпатичным Петру в соответствии опять же с его вкусами и с учётом она сделана тех описей и документов, которые дошли до нас и рассказывают нам о дворце так как он выглядел при Петре Великом.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Иван, переместились из кабинета Петра I сюда уже где, ну, полностью такая, на мой взгляд допетровская Русь…

ИВАН МИРОЛЮБОВ, экскурсовод Музея-заповедника «Коломенское», кандидат исторических наук:

Да это так. Мы с вами сейчас находимся в самой главной комнате дворца, потому что в этой комнате царь Алексей Михайлович —  хозяин самой Коломенской резиденции представал перед своими иностранными гостями во всем блеске своего величия. Это комната для приёмов иностранных послов. Престольная палата, мы с вами здесь видим и престол государя, и вот такую нарядную роспись на стенах —  эти травные растительные орнаменты изображали образ такого дивного райского сада.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Иван, продолжаем путешествие по дворцу царя Алексея Михайловича. Я помню, когда мы находились ещё снаружи, вы рассказывали о том, что столовый флигель именно кирпичный, каменный — появился уже при его сыне царе Фёдоре Алексеевиче.

ИВАН МИРОЛЮБОВ, экскурсовод Музея-заповедника «Коломенское», кандидат исторических наук:

При царе Алексее Михайловиче здесь была столовая палата, но она, видимо, была построена вчерне, то есть как некое временное строение. Уже капитальное столовая палата появилась при царе Фёдоре Алексеевиче, и деревянная, собственно, столовая палата стоит на мощном кирпичном цоколе. Уже здесь появляются элементы, которые показывают интерес русских государей к мировой науке, к мировому просвещению потому что, например, потолок этой комнаты —  вы можете обратить внимание, здесь изображена картина астрономического содержания, то есть это Солнце, планеты, зодиакальные символы символизирует созвездия, которые окружают нашу с вами планетарную систему. Такая картина показывает интерес наших царей уже XVII века к самым модным наукам того времени — это астрономия, география, поэтому здесь уже есть символ того, что Россия уже до Петра Великого начинает довольно активно знакомиться с Европой. При дворе царя Алексея Михайловича мы очень часто встречаем голландцев, англичан, при царе Алексее Михайловиче очень тесный контакт налаживается с Францией где правит король Людовик XIV. Окошко в Европу было, и через него идёт достаточно активный и дипломатический контакт, и культурный обмен.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Не могу вас не спросить про эту уникальную, на мой взгляд, кровать, потому что это, наверное, типичный XVII век.

ИВАН МИРОЛЮБОВ, экскурсовод Музея-заповедника «Коломенское», кандидат исторических наук:

Да мы в музее очень гордимся этой кроватью, потому что это подлинная кровать XVII века. Она украшена богатой резьбой, это европейское изделие, и оно показывает нам, что уже в те времена знатные люди, в том числе и цари в XVII веке вполне себе в обиходе могли пользоваться европейской мебелью: как шкафами, так и кроватями.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Дворец царя Алексея Михайловича в принципе дворец царский. Дворец в Коломенском — это такой наблюдатель разных эпох, и самое главное переломных эпох  …

ИВАН МИРОЛЮБОВ, экскурсовод Музея-заповедника «Коломенское», кандидат исторических наук:

Совершенно верно и, наверное, сегодня в Москве да может быть даже и во всей России — это единственное пространство где можно хорошо представить себе, как выглядела повседневная жизнь двора допетровской эпохи и увидеть те вещи, которые повлияли на юного Петра и оформили его интерес уже ко всему европейскому, такой стойкий интерес, которым он был знаменит.