АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Как мы знаем Государственный Музей истории религии отмечает свой большой исторический юбилей — 90 лет с момента основания, и так совпало, что в 2022 году Россия отмечает большой исторический юбилей — 1100 принятия ислама народами России.  Исламская экспозиция Музея истории религии поражает воображение.

Не могу вас не спросить вот про эту часть экспозиции, посвящённую исламу это ведь Коран, правильно да?

ИРИНА ОСМАНОВА, старший научный сотрудник отдела религии Востока, хранитель фонда ислама ГМИР, кандидат философских наук:

Совершенно верно. Вот эти тексты, либо какие-то события, связанные со словами Пророка Мухаммада, которые дальше зафиксировались в хадисы, то есть в сунны Пророка Мухаммада и как раз-таки халиф Усман — третий праведный халиф, он хотел объединить их все в одну книжку и ему это удалось. И вот он — по исламской легенде, выходил с рукописями этими, священным списком из мечети и его убивают, и вот эти капли крови они падают на страницы Корана, и считается, что вот этот список потом был рукопись она была увезена в Куфу в Ирак, и как будто бы Тамерлан потом привёз этот список, и хранился этот список какое-то время в Самарканде, в мечети Ходжа Ахрар.

В 1869 году полковник фон-Кауфман вывозит эту рукопись в Россию, до 1917 года рукопись хранилась в Санкт-Петербурге. В этот период рукопись удалось исследовать виднейшим российским арабистам, которые установили, ну, во-первых, характер пятен. И попробовали датировать эту рукопись. В 1905 году с этой рукописи были сделаны факсимильные копии —  50 экземпляров.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

А это арабский язык или это какой?

ИРИНА ОСМАНОВА, старший научный сотрудник отдела религии Востока, хранитель фонда ислама ГМИР, кандидат философских наук:

Да, это арабский язык, причём это арабский язык —  шрифт куфи, это самый древний почерк арабского языка. Он здесь, как вы видите без диакритических знаков, то есть без точечек и без огласовок, для чтения он очень сложный, действительно, и чтобы его сверить и прочитать нужно обладать большой компетенцией и знаниями в арабском языке. Но у нас есть такие специалисты, и в том числе в Санкт-Петербурге и в Институте Восточных рукописей это уже давно было всё сделано, всё это прочитали в том числе виднейшие арабисты в конце XIX начале XX века.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Вы знаете, с чем ещё обычно ассоциируется ислам у тех людей которые мало, что про него знают. Всегда кто бывает в исламских странах, отмечают огромное количество зелёного цвета. Зелёный цвет – это цвет ислама, получается?

ИРИНА ОСМАНОВА, старший научный сотрудник отдела религии Востока, хранитель фонда ислама ГМИР, кандидат философских наук:

Ну, так согласно исламской традиции, но это поздняя, на самом деле, исламская традиция, что зелёный цвет —  это цвет Пророка Хамза. Но зелёный цвет, наверное, как и в любой не только религии, а в культуре в целом, наверное, это всегда —  цвет жизни.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Петербург — ведь такой мощный в плане ислама город. Для мусульман имеется в виду. И петербургском мечеть, на мой взгляд, входит вот в топ-10 самых красивых мечетей мира?

ИРИНА ОСМАНОВА, старший научный сотрудник отдела религии Востока, хранитель фонда ислама ГМИР, кандидат философских наук:

Совершенно верно. Но, во-первых, мусульманское население стало пребывать с самого основания города Санкт-Петербурга, это были работные люди: татары с именем, башкиры, из Северного Кавказа, и так далее. И безусловно, строительство Соборной мечети —  это было всё-таки мощным посылом для мусульман, и мусульмане XIX века долго добивались постройки Соборной мечети, где-то была художественная переработка Самаркандской мечети, и собственно этот проект «Тимур и Тамерлан» занял первое место, когда был объявлен конкурс о постройке мечети.

И также у нас хранятся оригинальные, настоящие майоликовые фрагменты облицовки, два из них в виде звездочки потому что как вы знаете — в 80-х годах мечеть была реставрирована. Но здесь у нас ещё и представленная облицовка среднеазиатских мавзолеев и мечетей XVI – XVII век, чтобы показать, что, воплощение петербургской Соборной мечети во многом перекликалось со среднеазиатскими всё-таки постройками.