ДАРЬЯ БОГДАШКИНА, корреспондент:

Почти полмиллиона экспонатов Военно-медицинского музея подгружают нас в историю российской медицины, начиная от момента её зарождения и заканчивая XXI веком. Посмотрим жемчужины коллекции!

Перед вами компьютерная томограмма середины XIX века. Здесь нет томографа или лучевой трубки. Зато есть литографский камень. Такая «томограмма» использовалась для иллюстрации атласа по топографической анатомии человека Николая Ивановича Пирогова. Для того, чтобы изобразить тончайшие ткани, делали срез механической пилой. На него накладывали стекло и всё перерисовывали, затем переносили на бумагу, а следом — на камень. И с него уже делали столько копий рисунка, сколько было нужно.

ДАРЬЯ БОГДАШКИНА, корреспондент:

Это — МКБ-10: современная международная классификация болезней 10-го пересмотра. Все болезни здесь сгруппированы всем болезни и у каждой из них есть свой уникальный код. А вот так выглядела одна из первых классификаций XIX века.

АННА ВОЛЬКОВИЧ, старший научный сотрудник Военно-медицинского музея, кандидат культурологии:

Получила она название «Реки болезни», и действительно, больше напоминает какую-то географическую карту: в центре озеро с надписью Здравие, от которой идет единств прямая река, которая идёт до Натуральной дряхлости и естественной смерти.

Все остальные реки и озёра — это болезни и осложнения, которые изобразил на схеме придворный врач императора Александра Первого — Василий Малахов.

АННА ВОЛЬКОВИЧ, старший научный сотрудник Военно-медицинского музея, кандидат культурологии:

Например, неравные болезни могут привести к злой горячке!

ДАРЬЯ БОГДАШКИНА, корреспондент:

Ящик из красного дерева, латунные ручки: не многие с первого раза догадаются, что перед нами. Оказывается, нам так выглядел первый переносной рентгеновский аппарат!

Создан он был в конце XIX века в Варшаве и сразу же стал активно внедряться в практику. Использовал его в работе и старший врач крейсера «Аврора» — Владимир Кравченко.

АННА ВОЛЬКОВИЧ, старший научный сотрудник Военно-медицинского музея, кандидат культурологии:

Аврора, которая принимала участие в Цусимском сражении, после того, отошла в Манилу, и доктор Кравченко передавая больных американским врачам, снабдил каждого больного рентгеновским снимком, показывая характер его ранения, что по тем временам было очень впечатляющим актом и впечатлило американских коллег.

Испугались? Так выглядела маска под названием «рыльце», использовавшаяся во время Первой Мировой войны. Предназначена она для защиты от отравляющих газов. Но маска была слишком громоздкой, поэтому вскоре начали разрабатывать противогазы с фильтрующим патроном

А этот экспонат можно и вовсе не заметить, но по значению с ним мало, что сравнится. Один из первых советских антибиотиков! Благодаря ему были спасены тысячи жизней во время Великой Отечественной войны.

ДАРЬЯ БОГДАШКИНА, корреспондент:

Хочу рассказать ещё об одном экспонате — ручной машинке по скатыванию бинтов. Помимо основной функции она выполняла роль тренажёра: сидишь, скатываешь бинт и тренируешь кисти рук!

Музей называют «медицинским Эрмитажем»: за каждым экспонатом стоят истории, герои, судьбы и открытия. И чтобы всё рассмотреть, как и в Эрмитаже — потребуется не один год.