Андрей Смирнов, ведущий:
Петербург продолжает отмечать большой исторический юбилей – 90 лет со дня основания знаменитого Государственного музея истории религии. Музей может похвастаться и таким модным направлением выставочной деятельности, как фонды открытого хранения. Я предлагаю заглянуть в фонд, который может похвастаться уникальной коллекцией религиозной литературы.
Егор Зубков, научный сотрудник отдела Рукописей и редкой книги, хранитель Фонда редкой книги ГМИР:
В этом году мы решили сосредоточить своё внимание на книгопечатании европейском 16-го столетия. И разместили в зале Фонда открытого хранения Музея истории религии интересные экземпляры старопечатных изданий, которые у нас хранятся. Большая часть изданий – 16-е столетие, но также есть две инкунабулы. Инкунабулами называются книги, напечатанные до 31 декабря 1500 года. «Молот ведьм» — печально известный памятник времён европейской инквизиции. Издан он в Нюрнберге в 1496 году. Готический шрифт, две колонки, практически без разделения на предложения. Скупое оформление листа.
Андрей Смирнов, ведущий:
Сколько было копий произведения этого, известно?
Егор Зубков, научный сотрудник отдела Рукописей и редкой книги, хранитель Фонда редкой книги ГМИР:
К сожаление, нет. Но обычно тираж этого инкунабульного периода доходил до 1000 экземпляров. Дело в том, что в течение 16 и 17 веков было порядка 30 переизданий, что говорит о том, что книга пользовалась популярностью. А здесь у нас представлена «Илиада» Гомера в переводе крупного итальянского гуманиста Лоренцо Валлы, который в первую очередь известен как автор сочинения «Рассуждение о подложности Константинова дара». Это такая подделка, созданная папской бюрократией в восьмом веке. Суть её в том, что ещё в четвёртом веке Константин Великий передал право светской власти Папе Римскому над западной частью Римской Империи. Никто не оспаривал этот факт. А тут пришёл выдающийся филолог Лоренцо Валла и по заказу своего патрона, который был тогда не в самых лучших отношениях с римским престолом, провёл текстологический анализ. И выяснилось, что это подделка. Здесь представлена серия философских трактатов итальянского гуманиста и математика Джероламо Кардано. Он больше известен как математик. Карданный вал – это его изобретение. Здесь представлены именно философские его трактаты. Один из них – «Трактат о снах». Так же здесь представлен конволют алхимических трактатов. Здесь, в общем, изображён процесс изготовления философского камня.
Андрей Смирнов, ведущий:
Перешли к следующему блоку вашей экспозиции. Что здесь?
Егор Зубков, научный сотрудник отдела Рукописей и редкой книги, хранитель Фонда редкой книги ГМИР:
Здесь у нас художественная литература размещена. Здесь издания Франчески Петрарки, одного из отцов итальянского Возрождения. Также здесь размещено два бестселлера. Это рыцарская поэма «Неистовый Орландо».
Андрей Смирнов, ведущий:
Ого, это же читали все. Это реально бестселлер!
Егор Зубков, научный сотрудник отдела Рукописей и редкой книги, хранитель Фонда редкой книги ГМИР:
Здесь пример поэзии северного Возрождения. Это сборник сочинений немецкого поэта-песенника миннезингера Ганса Сакса, который жил в Нюрнберге. И он был простым сапожником, но с юности начал придумывать различные сатирические стишочки, небольшие произведения, высмеивал или как-то описывал жизнь бюргеров. Вот те иллюстрации, которые вы можете видеть в витринах, это гравюры швейцарского гравёра Йоста Аммана. Каждой из этих иллюстраций сопутствовал небольшой сопроводительный текст как раз в виде стишков. Последний блок посвящен родным изданиям. «Апостол» Ивана Фёдорова в 1564 году – это первое датированное московское печатное издание.
Андрей Смирнов, ведущий:
Это уже времена Ивана Грозного!
Егор Зубков, научный сотрудник отдела Рукописей и редкой книги, хранитель Фонда редкой книги ГМИР:
Да, в нашей коллекции имеется одно из Евангелий – самая первая книга, напечатанная в Москве, это 1552-1554 год.
Андрей Смирнов, ведущий:
Никаких романов публиковать и печатать нельзя.
Егор Зубков, научный сотрудник отдела Рукописей и редкой книги, хранитель Фонда редкой книги ГМИР:
Нет, первые художественные произведения – это произведения Симеона Полоцкого, несколько штук их было издано не на Московском печатном дворе, а была создана специальная типография, так называемая «Верхняя типография», которая проработала лет пять. Там удалось несколько художественных произведений издать. Это уже всё с приходом Петра происходит, и в корне меняется всё книгопечатное дело.