В гостях у программы «Утро в Петербурге» Андрей Степанов, заместитель директора института магистратуры СПБГУТ им. профессора М.А. Бонч-Бруевича, руководитель проекта и Николай Шашков, магистрант СПБГУТ им. профессора М.А. Бонч-Бруевича.
Людмила Ширяева, ведущая: Поговорим о новых достижениях наших замечательных Петербургских ученых. Сотрудники и магистранты Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникации имени проф. М. А. Бонч-Бруевича при поддержке Смольного отправились на полуостров Таймыр, чтобы испытать там свои новые разработки.
Василий Киров, ведущий: Научная экспедиция уже завершилась. Как прошла работа в условиях Крайнего Севера?
Андрей Степанов, заместитель директора института магистратуры СПБГУТ им. профессора М.А. Бонч-Бруевича, руководитель проекта: Север для меня — особое место. Там живут замечательные люди, надежные, на них всегда можно положиться. Часто бываю в Архангельске, Мурманске, Заполярном. Но в таких условиях побывал впервые. Это удивительное испытание для меня и наших ребят. Особенно это актуально для Диксона – это отдельная локализация, отдельные люди. И с другими жизненными позициями там не выжить.
Николай Шашков, магистрант СПБГУТ им. профессора М.А. Бонч-Бруевича: Крайний Север встретил нас довольно тепло. В первый же день мы прибыли на Енисей. Меня поразила красота этой реки. Необычный край.
Людмила Ширяева, ведущая: Какие разработки вы возили? Что испытывали там?
Андрей Степанов, заместитель директора института магистратуры СПБГУТ им. профессора М.А. Бонч-Бруевича, руководитель проекта: В нашем университете было разработано три прибора. Их разработали наши магистранты, аспиранты. Первый прибор – это портативный электроэнцефалограф, который работает автоматически. Он позволяет анализировать деятельность центральной нервной системы, анализировать работу мозга без участия врача. Это особенно важно для условий севера, где присутствует малая плотность населения. Такие приборы там очень нужны. Прибор отработал штатно. Там используются искусственные нейронные сети. Vivet – это современный математический аппарат. Все клинические заключения мы получили в автоматическом режиме и можем сделать заключение, что он может применяться.
Василий Киров, ведущий: Все испытания проводились над участниками экспедиции. Какие результаты показал мозг участников?
Андрей Степанов, заместитель директора института магистратуры СПБГУТ им. профессора М.А. Бонч-Бруевича, руководитель проекта: У нас было три студентки и три студента. Прибор показал, что у мозга был стресс, вызванный переменой климата. Все прошло отлично.
Людмила Ширяева, ведущая: Николай может рассказать нам про второй прибор?
Николай Шашков, магистрант СПБГУТ им. профессора М.А. Бонч-Бруевича: Могу рассказать про свое исследование. Я представляю кафедру экологической безопасности в сфере телекоммуникаций. У меня было экологическое наблюдение. Было интересно посмотреть на какие-то экологические факторы, на почву, на антропогенные факторы.
Василий Киров, ведущий: Какие данные получили?
Николай Шашков, магистрант СПБГУТ им. профессора М.А. Бонч-Бруевича: Меня интересовала только почва данного края. Было интересно взять почву на анализ, посмотреть на секвенаторе. Я занимаюсь делением ДНК из почвы и с помощью секвенатора могу посмотреть логистическую структуру.
Людмила Ширяева, ведущая: Какие еще были приборы?
Андрей Степанов, заместитель директора института магистратуры СПБГУТ им. профессора М.А. Бонч-Бруевича, руководитель проекта: Было еще два прибора. Один позволяет передавать сообщения на расстоянии до пяти километров. Это очень актуальная вещь, особенно для Диксона. Там работает всего один оператор связи. При этом очень нестабильное соединение. Можно передавать информацию датчиков. Мы пообщались с местными жителями, они очень заинтересовались. Дали рекомендации о доработке в данных условиях. В ближайшее время мы это выполним. Вахтовики сказали, что это очень им нужно. Работает без мобильной связи. Там используется для приема передатчик на базе технологии «Лора». Это наша разработка. Он был адаптирован под условия сурового климата. Работал при температуре до -25 градусов. Все идеально. Мы сами им пользовались, когда не было мобильной связи. Третий прибор – это датчики и устройства для анализа сейсмической активности. Тоже наша разработка. Она создавала сейсмическую активность, импульсы распространялись и генерировали сейсмическую активность. Мы их анализируем в автоматическом режиме.
Людмила Ширяева, ведущая: Мы на экране видим фильм о вашей экспедиции. Где его покажут?
Андрей Степанов, заместитель директора института магистратуры СПБГУТ им. профессора М.А. Бонч-Бруевича, руководитель проекта: Мы надеемся, что он выйдет до конца этого года на одном из наших каналов. Я думаю, что он заинтересует всех. Там показана и жизнь местных жителей, и наши научные разработки. Он о таком уникальном регионе, как Таймыр и поселок Диксон.