Способность увидеть схожее в самом разном, одно в другом и общее в целом — очень счастливое свойство, отличающее внимательных и осведомленных людей. По сути — такими связями проникнуто все искусство, прослеживать их — ежедневная работа искусствоведов, исследователей. Группы из нескольких исследовательских центров России в начале этого года были заняты на раскопках в Херсонесе. Вместе с археологами Академии наук и хранителями исторического заповедника там работали и специалисты Государственного Эрмитажа. Их зона компетенции мне кажется очевидной, думаю, многочисленным находкам легко подобрать аналоги среди единиц хранения музея.
Более смелым будет заявить, что сам Херсонес и окрестности могут обнаружить параллели с нашим городом и главным музеем страны. Ну вот так, навскидку, можно вспомнить воспетый Пушкиным «Фонтан слёз» в Бахчисарае и его вариацию — год назад вновь заработавшую в Павильонном зале Малого Эрмитажа. Это пример. Можно пойти дальше и насчитать больше точек соприкосновения. Эту смелость берёт на себя Николай Корнеев — с этой целью он совершил путешествие из невских болот в степи Таврии и вернулся обратно.
Николай Корнеев,корреспондент «Эрмитажный театр – один из старейших в России – был построен архитектором Джакомо Кваренги по заказу Екатерины II. Парные колонны и балюстрады, скульптуры Аполлона и девяти муз, и конечно же, характерный зрительный зал — все создано по последней моде 18 века в стиле античного мира. Чтобы понять, как ЭТОТ мир повлиял на облик Петербурга, делаем шаг… и оказываемся в античном театре, построенном на рубеже 4-3 веков до н.э., здесь, в Херсонесе. Всё те же возвышающиеся ряды и полукруглая форма».
В центре театрона – сцена, орхестра, от неё вверх по склону — скамьи для зрителей, полукольцом. Чашеобразная форма — залог хорошей акустики. В отличие от Эрмитажного театра, рассчитанного на 250 гостей, Херсонесский был спроектирован для более чем двух тысяч.
НАДЕЖДА ФЕДОТКИНА, заведующая экскурсионным отделом музея-заповедника «Херсонес Таврический» «Как правило, на драмы и трагедии женщины приходили в сопровождении мужчин, а вот комедии женщины не посещали, потому что в те времена они высмеивали пороки человека, можно было услышать бранное слово и подобное просто женщинам запрещалось смотреть».
Николай Корнеев,корреспондент «Я сейчас иду по главной улице Древнего Херсонеса, который был построен по гипподамовой планировке, она была разработана, собственно, греческим архитектором Гипподамом. Поперечные улицы и продольные делят город на равные кварталы под прямым углом.
Именно такой принцип проектирования и был использован при строительстве Санкт-Петербург. Конечно, не всего города, но значительной части Северной столицы — Васильевский остров по первоначальному плану должен был представлять из себя сеть каналов и проспектов — некий Новый Амстердам. Идею реализовать в полной мере не удалось, но принцип гипподамой сетки сохранился, просто каналы заменили на улицы, известные нам как линии.
Одни из самых известных зданий Петербурга построены в стиле классицизм, яркой чертой которого является колоннада — столпы в ней должны располагаться друг от друга на одинаковом расстоянии».
Простоту линий, будь то здания Главного штаба, или, опять же, Эрмитажного театра подчеркивают стройные колонны — словно перенесли их из древней базилики. Строгие пропорции строений — всё по закону золотого сечения. Закону, которому следовали еще греческие зодчие. Но античный стиль прослеживается не только в облике фасадов Петербургских архитектурных шедевров.
Зал Афины в Эрмитаже. Мозаичный пол 6 века нашей эры. Был привезен в столицу в середине века 19го графом Алексеем Уваровым после раскопок в Херсонесе.
НАДЕЖДА НОВОСЁЛОВА, младший научный сотрудник Отдела Античного мира, начальник Херсонесской и Нимфейской экспедиций Государственного Эрмитажа: «Сюжет мозаики достаточно прост — это равноконечный крест, который сложен из черной балаклавской гальки, он вписан в белое пространство, которое выполнено из фрагментов мрамора, а красный фон — это фрагменты древних античных сосудов, которые использовались мозаичистами традиционно для украшения любых мозаичных полотен».
Мозаика раньше украшала самый большой храм Крымского полиса, от которого к сегодня остались только руины. В царствование Николая I стала частью убранства Нового Эрмитажа. Интерьеры на греческий манер — мода того времени. В духе древней Эллады был построен, например, и знаменитый 12-колонный зал.
Строгая логика и величественность античного стиля — всё это до сих пор дарит переживание, которое ещё в эпоху Аристотеля назвали — катарсис.