В последнее воскресенье ноября в России отмечают День матери. Пожалуй, самый душевный и искренний праздник, повод собраться в семейном кругу и сказать тёплые слова своим мамам и бабушкам. Сколько бы нам ни было лет, для мам мы всегда останемся детьми, они не перестанут переживать за нас, тревожиться, не устанут поддерживать и помогать. Их любовь — наше надёжное укрытие. И даже если правила их жизни нам кажутся устаревшими, становясь родителями сами, мы так же просим своих несговорчивых деток надеть шапку. И это не единственное, что связывает поколения и делает семьи счастливыми.

Мы провели небольшое исследование, целью которого было выяснение универсальных принципов счастливого материнства, правил жизни крепкой семьи. И вот наш сравнительный анализ, в котором мы были предельно пристрастны.

Екатерина поднимается на полотнах — это такие канаты — высоко над ареной. С репетиции начинается день Екатерины Шустовой. И здесь всё буквально в её руках. Она и воздушная гимнастка на полотнах, она и жена артиста оригинального жанра. Она же — мама двоих детей и пример для подражания. Дочери Анфисе три года, она совершенствуется в исполнении сложных трюков. И у неё самые серьёзные планы на жизнь.

— Вас как зовут?

— Анфиса.

— Вы когда вырастете, кем будете работать?

— Мамой.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Есть мнение, что совершенные женщины всё-таки существуют. Но, как правило, замужем они за другим. И только в жизни Никиты Данилова исключение: его супруга на 100% совершенна во всех отношениях.

«Как раз на примере моей супруги я и могу сказать, что такое настоящая мама. Я считаю, что настоящая мама та, у которой дети одеты, обуты, счастливы, развиваются в разных направлениях», — сказал Никита Данилов, артист цирка.

И все эти направления ведут к развитию гармоничной личности. Екатерина сама цирковой ребёнок в четвертом поколении. И воспитана личным примером своих родителей. Поэтому её первое правило — воспитывать детей нужно своими поступками, а не словами.

«Я стараюсь передать в таком примерно ключе своим деткам. То есть, привить любовь к искусству. Привить любовь к труду», — сказала Екатерина Шустова.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Принцип второй: ребёнок должен попробовать себя во всевозможных позитивных начинаниях. И правило третье — золотое: доверяй своей интуиции. Когда в тебя мечут ножи — доверься, если их мечет муж. Он надёжный. Хотя, конечно, всё равно бывает страшно.

«Бывает, конечно, что в моей профессии, что в номере у мужа. Конечно, страх присутствует. Но самое главное, его вовремя останавливать и перебарывать. Нужно понимать, что любая плохая мысли притягивает за собой последствия, да? То есть, мы думаем, и ситуация может воплотится», — сказала Екатерина Шустова.

Поэтому, уверена Екатерина, мыслить стоит только позитивно. Фёдор Данилов-Шустов мотает на ус. Мама всегда права. И совершенная. Во всех отношениях.

«Она у нас сильная, растянутая и хорошая», — говорит Фёдор Данилов-Шустов.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Головокружительные трюки — результат многолетних ежедневных многочасовых репетиций.
А вот родить тройню — это не менее серьёзное дело, чем выполнение опасного трюка. И ведь все трое как на подбор — одинаково красивые. Хотя и очень разные.

«Мы старались чтоб разные были», — отметил Виктор Кононов.

Рада пополнению больше всех старшая восьмилетняя дочь Вера.

«Она говорит, что была на УЗИ — у нас тройня. Я обрадовалась, начала радоваться, бегать по всей почти квартире», — сказала Вера Кононова, дочь Виктора и Юлии Кононовых.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Квартира была маленькая, сильно не порадуешься. И поэтому с расширением жилплощади посодействовал город. Теперь у молодой и перспективной семьи трёхкомнатная квартира. И железные правила жизни, которые сформировались за год и пять месяцев. Такой возраст у тройни. И первое правило гласит — никаких правил. Только железная дисциплина.

«У нас нету правил в семье. У нас есть режим какой-то определённый. Мы утром встаем, завтракаем, умываемся, одеваемся, иногда идём гулять. Но обязательно у нас отбой в восемь-девять вечера. То есть у нас некий режим, который мы соблюдаем. Если у нас не будет этого режима, мы все просто сойдём с ума», — сказала Юлия Кононова.

«Правило только одно — смотреть друг за другом, чтобы семья была крепкая. Мальчиков воспитываем, стараемся сразу объяснить, что у них есть сестрёнка маленькая, есть старшая. Старшая должна помогать, а маленькую надо беречь», — сказал Виктор Кононов.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Беречь друг друга — это ключевой принцип крепкой семьи, чтобы было в жизни счастье. А там, может быть, и ещё одна тройня не за горами. То-то будет радости. Или… Ну, в общем, время покажет. А время показывает иногда удивительные вещи. Когда за шаг до отчаяния находится выход. Причем там, где не искали. Чуть больше пяти лет назад у своей дочери Евы Ирины Аман заметила отставание в развитии. Ребёнку было год и два месяца.

«Она не смотрела в глаза, не откликалась на имя, не говорила ни слова. Тут я стала подозревать аутизм. Уже потерялась надежда, потому что мне говорили, что она не заговорит», — сказала Ирина Аман.

Неизвестно, сколько продолжались бы поиски выхода, но нужные специалисты нашлись. В центре, куда Ирина устроилась на работу помощником администратора.

«Первое правило моё — это, что нужно продолжать любить своего ребёнка таким, какой он есть. Она у меня ходила здесь к логопеду, дефектологу, психологу, на АВА-терапию. У неё пошёл огромный скачок», — сказала Ирина Аман.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«Мама — это единственный проводник в жизни ребёнка. Это именно тот человек, который может вытащить его из любой ситуации», — сказала Елена Дашковская, логопед-дефектолог.

В свои шесть с половиной при диагнозе аутизм Ева читает, считает, говорит длинными фразами. И продолжает заниматься с логопедом, дефектологом, психологом.

«Адаптировалась Ева быстро, втянулась в работу, привыкла к занятиям. Где-то в течении полугода у нас были такие хорошие стойкие результаты», — сказала Анастасия Першина, специалист центра развития речи.

Со временем у Ирины появилось второе правило.

«Труд должен быть постоянным. И главное — это не опускать руки и всё равно продолжать искать пути решения», — сказала Ирина Аман.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

В обычной школе Еве будет сложнее адаптироваться. Поэтому пойдёт в специальный класс. Тем более, что она уже практически знает программу младших классов.

В младших классах сын увлёкся, как и большинство мальчишек, популярным видом спорта. Мама поддержала его, да и сама заболела футболом. В семье появились нормы. Первая из них — справедливое распределение обязанностей.

«В семье каждый выполняет, может быть, выполняет какую-то функцию: кто-то моет посуду, кто-то готовит, кто-то занимается уборкой», — сказала Надежда Васильева, руководитель проекта «Футбольные мамы».

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Но, если уборке мешает футбол, то домашние дела подождут. Спорт первичен. Он открывает новые возможности, расширяет горизонты жизни от узкобытового до размеров целого мира. Правило второе — тренировки улучшают качество жизни.

«Мамы вырываются из быта. На самом деле, мы открыли турнир для мам. Мамы стали больше путешествовать. Мамы стали знакомится с другими командами мам. У нас в этом году прошёл проект «Сто турниров — сто городов»», — сказала Надежда Васильева.

Вот и сын Даниил убеждён, что с такими правилами жизни, самоотдачей на тренировках и в игре у мамы большие спортивные перспективы.

«Если хорошо стараться, а мама почти всегда хорошо старается, то результат будет довольно хороший», — сказал Даниил Васильев.

Хороший результат не заставляет себя ждать. Мама всегда в форме. При этом женский футбол — это ни игра в бирюльки. Этот спорт бывает жёстким. Мама четверых детей Виктория — в курсе, как и все футбольные мамы.

«В зависимости от соперника, как он играет. Если соперник проявляет жёсткость по отношению к игрокам моей команды или меня, то во мне просыпается Халк», — сказала Виктория Шашкова, участница проекта «Футбольные мамы», тренер, нападающий игрок.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Четверо детей, работа, футбол — только успевай. Школьная учительница физкультуры сейчас ещё и тренер женской команды. Так что некоторые заботы пришлось переложить на плечи мужа.

«Нагрузка увеличилась в части домашнего хозяйства. Но в принципе мы как-то это всё балансируем», — сказал Дмитрий Свидерский, супруг футбольной мамы.

На этой тренировке играют смешанные команды: с футбольными мамами бьются за победу футбольные дети. Это, пожалуй, самая трогательная игра. И в ней, очевидно, выигрывают все — и мамы, и дети. И даже папы. Потому что у них появился повод больше времени уделять семейным, домашним делам.