Очень часто сама книга рождается как картинка в голове. Клайв Стейплз Льюис рассказывал, что однажды ему явился образ: фонарь, горящий посреди заснеженного леса и фавн, играющий под ним на свирели. Эта картинка преследовала его до тех пор, пока он не написал знаменитую книгу «Лев, колдунья и платяной шкаф». А свою «Алису» первым проиллюстрировал сам Льюис Кэрролл. Вообще сказки чаще всего демонстрируют нам удивительный феномен — живущей иллюстрациями книги.

С понятием Livre d’artiste — книга художника — я познакомился гораздо раньше, чем встретил их образцы, выполненные Матиссом, Дали или Леже. А в 6 лет, разглядывая медвежат и заинек на акварелях Евгения Чарушина. Вот такой же азбучный как в детстве подход — что ни страница, то слон, то львица — демонстрирует взрослый и громкий проект в Музее городской скульптуры. «Город как субъективность» — это, если верить организаторам, крупнейший в мире проект в формате книги художника. 

35 участников — все очень известные имена — и каждый из них представил свою собственную работу, посвящённую Петербургу. В сумме собралась — своеобразная энциклопедия, эпистема — причём не только города, в его многоликости, но и различных художественных техник Примечательно, что выставка — не равна книге. Книга, вы знаете, это то, что вы держите в руках, порядок, шелест и запах страниц, их ломкая твёрдость на кончиках пальцев. К сожалению, всю эту подлинность авторы проекта приберегли для избранных — без малого 4 десятка созданных вручную экземпляров разошлись между авторами и музеями.  

Ещё несколько экземпляров готовятся продать на аукционах. Библиофильскую редкость изучала Анна Орловская.

Город. Огромный мегаполис. В искусстве уже столько раз переосмысливали это понятие… Но в таком ключе, кажется, впервые. 35 современных художников, 35 голосов, таких непохожих – жёстких, вкрадчивых, громких, романтичных – разные техники и разные отношения со своими городами. Индустриальные монстры и призраки детства, полного надежд. Но каждая работа – это страница общей книги.  «Город как субъективность художника» — крупнейший в мире проект в формате книги, в которой практически нет текста.

Тимофей Марков, издатель:
«Книга художника или artist’s book в западном варианте предполагает, что художник создает книгу от начала до конца. То есть, он переживет идею, он создаст эскиз, он воплотит в какой-то ручной технике печати, и еще может дополнить графический лист своими историями — подкрасить, добавить какие-то элементы».

Жизнь глазами кроликов. Замкнутое пространство, ограниченное решетками, а внутри — уютный мир семейства ушастых. Идея создать кроличий город пришла в голову Александру Позину из воспоминаний о Берлине, где грызуны резвились на каждой лужайке. Эту картину художник повторил вручную 58 раз — таков тираж нового проекта. 

Александр Позин, скульптор, художник:
«Это линогравюра была, трёхслойная печать. Мой дебют был, очень трудно далось. Пришлось поработать, попотеть. Вырезаешь эти контуры, шлепаешь один отпечаток, это один цвет, потом берешь линолеум и режешь его для другого цвета, и важно, чтобы следующий отпечаток, допустим, красный, чтобы он попал не мимо. Если что-то пошло не так право, то ты делаешь что-то не так влево, в итоге получается гармония».

А этот образ воплощен в технике гравюра на фанере. Челябинск, высокий забор, птица как символ времени, проносящийся мимо. Для Владимира Качальского город — это воспоминание о его юности.

Владимир Качальский,художник:
«Там окно маленькое, и там маленький мальчик смотрит в это окно, и надпись на залитом солнцем стене: «Вова. Челябинск. Адрес». Моя работа доработана цветными карандашами, которые тоже относят нас в детство, акварельными красками подкрашено всё это».

А, может, город – это набор пиктограмм? Таким его представил — Алексей Парыгин, художник и основатель проекта. Признаётся, самым сложным было не создать свою работу, а собрать в одном переплёте художников разных поколений и разных графических школ. Ведь каждый мастер творит самостоятельно. 

Алексей Парыгин, художник, куратор проекта:
«Гораздо проще было бы сделать чёрно-белые работы, это носило бы объединительный момент. Конечно, сложности были, каждый художник работает в своем материале, в своей технике, все техники авторской печати, были художники, которые работают в литографии, в различных техниках гравюры, ксилография, офорт, Андрей Чежин, наш известный фотограф, сделал тираж своей композиции сделал методом ручной аналоговой фотопечати».

В итоге, за два года работы, получилась мини-проекция урбанистического мира, изящно дополненная скульптурами художников из ранних выставок. Пусть каждый лист книги жив и вне рамок букинистического формата, объединённые, работы представляют собой своего рода полифонию, где каждый голос исполняет свою партию.