Что вы себе представляете, когда говорят «театр». Я думаю что сходу, без подготовки представляется внушительное здание, с портиком античного ордера, ну и где-то там две известные маски в декоре. Что-то вроде Александринки. Главное — театр для нас это действительно здание, место куда приходят за театром, так же как в поликлинику — за справкой. Это наше национальное достояние и состояние, отличное от других стран. 

Во время прошлогодней Театральной олимпиады мне довелось много общаться с иностранными режиссёрами, и я не раз слышал в их словах — нет, не зависть, скорее было похоже на безнадёжную любовь к тому, как работается нашим режиссёрам в государственных театрах — своё здание, своя постоянная труппа, планы постановок. Вот это — один из самых ярких спектаклей Олимпиады — «Барокко», его привёз французский режиссёр Серж Нуайель, долгие годы возглавлявший такой, обычный для них, бездомный театр «Ноно». Сама постановка несёт черты уличного шествия, хотя к тому времени режиссёр уже нашёл приют в Марселе. Ну, как «приют» — сначала труппа репетировала и играла в цирковом шатре-шапито, и лишь по прошествии лет, марсельцы настолько полюбили актеров, что решили потратиться и построили им здание в бедном районе. Рассказывая это, Нуайель не скрывал радости. 

Радость недоступна и многим театрам у нас, может вы не знаете, но в городе около полусотни негосударственных театров и у большинства — помещений нет. В минувшие выходные прошел первый фестиваль независимых театров города, главным заявлением которого стало решение создать общую независимую площадку — тоже передвижной шатёр «без постоянной прописки». Своими планами и надеждами участники фестиваля делились с Катериной Картузовой.

Передвижной шатёр «без постоянной прописки» – долгожданное воплощение идеи странствующего фестиваля независимых театров. И где, как не в Петербурге, он давно должен был существовать. Именно пандемия ускорила этот процесс. 12 негосударственных театров впервые объединились —  в большой фестиваль.

Алла Данишевская,организатор, директор театра «Открытое Пространство»:
«Идея проекта родилась ещё в тот период, когда театры были закрыты, мы не могли показывать свои спектакли. Мы не могли никак зарабатывать на жизнь. Поскольку у нас никакого постоянного финансирования, мы оказались самыми незащищенными. Поэтому мы стали объединяться, чтобы свои интересы как-то отстаивать. Пытаться придумать, как нам выжить в этой ситуации. Так родилась идея фестиваля. Мы поняли, что вместе мы сила».
Соня Дурова,организатор, директор «Театральной лаборатории Яны Туминой»:
«Мы очень планируем, что в следующем году мы проведём даже два раза. У нас есть предварительные согласования с Петропавловской крепостью и с Гатчиной. Мы передвижные и мобильные, мы можем остановиться где угодно. Очень хочется привлечь областную публику. С доставкой на дом, так сказать!»

Программу двухдневного фестиваля составили за месяц. Помощь пришла, откуда не ждали. Театр на Литейном предоставил техническое обеспечение для площадки. Государственный театр поддержал негосударственный.

Анна Павинская, организатор, директор театра «Karlsson Haus»:
«Давно шла речь о создании открытой сцены для него с театров. Мы, общаясь поняли, что нужен такой фестиваль, в шатре, передвижной. Мы показываем спектакль «Одиссей». Этот спектакль номинант «Золотой маски», лауреат «Золотого софита». На сцене два актёра, которые рассказывают очень простым, современном языком историю Одиссея. Это не Гомер в чистом виде, это пьеса датского драматурга. Это такой рассказ больше о взаимоотношениях отца и сына с прекрасным юмором».

Юмор оценивают и самые маленькие зрители. Их улыбки заметны даже сквозь маски. С восторгом принимают и импровизированное шествие Уличного театра «Небесная карусель». Спектакль-буффонада. Слоны у Сальвадора Дали, как известно, — символ будущего, поэтому артисты театра говорят: «Если ваш слон не с вами – вам его нужно выдумать».

И пока слон после представления буквально застрял в дверном проеме, как все невзгоды 2020, к выходу готовятся артисты театральной лаборатории Яны Туминой. Их история тоже о будущем. О зарождении жизни, когда сам космос готовится к появлению нового светила.

Анастасия Колесина,актриса театральной лаборатории Яны Туминой:
«Все-таки рождение нового человека — это чудо. Это отдельная планета. И вот мы такими персонажами – атлантами. Луна, солнце — мы все несём нашу планету. Это некое таинство, что-то сакральное. Мне кажется, это лучше увидеть и почувствовать».

Это тот случай, когда в театре можно и нужно фотографировать. Свет экранов мобильных телефонов и вспышки фотокамер стали еще одним спецэффектом уличного представления. Фестиваль работу закончил. Но только на сегодня. Впереди новые неожиданные площадки и самые яркие спектакли.