Еще в Древней Греции тонко подметили, что наши представления о чем-то — предшествуют подлинным впечатлениям. То есть мы еще ничего не видели, а представление об этом уже есть. Где-то. Какой-то смутный образ.
Вроде тех, что мелькают по сводам загадочной пещеры, из которой и заимствует все свои идеи мироздание. Что хорошо для Платона, то хорошо и для нас. Первый образ — не нуждается в пояснениях. Именем Габриэль Шанель назвали новые выставочные пространства в Парижском музее моды, в октябре вновь открывшемся во дворце Гальера после реставрации. И там же, с ходу, представили посвящённую Коко большую выставку «Манифест моды». С той же манифестации, уже у нас, начался фестиваль искусств «Дягилев. Постскриптум».
Открылся он программой примы Большого театра Светланы Захаровой MODANSE. Вечер, собранный из двух одноактных балетов. Но с особым нетерпением ждали, разумеется постановку «Габриэль Шанель». Где Светлана Захарова не просто танцует — обобщает образ героини, который у нас в голове уже есть. Каково это? Помнится в советские годы, Довлатов сочувствовал балерине, которой предстояло танцевать Надежду Крупскую — дескать, ей предстоит пластическими средствами изобразить базедову болезнь. Злой образ, рождённый неприятием всего связанного с идеологией, но по сути — верный. А что мы ещё-то о ней знаем?! Соратница Ленина выбрала путь политической революции, Шанель — эстетической, в плане посмертной выразительности ей повезло больше. За её именем тянется шлейф узнаваемых образов, картинок в голове — тут и Шанель номер 5 и маленькое чёрное платье, и брючный костюм — униформа деловых женщин. Как всё это воплощалось пластическими средствами на сцене — наблюдала Елена Боброва.
Барочная музыка Генделя, пластика на грани акробатики, сюжет, как сбивчивое дыхание, набросанный лишь пунктиром. Изысканная Коко Шанель, и столь же изысканный спектакль о её судьбе – эти два, казалось бы, разных по сути балета в единый узел связывает звезда — прима Большого театра Светлана Захарова.
НАТАЛЬЯ МЕТЕЛИЦА,директор Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, художественный руководитель фестиваля «Дягилев. P.S.»: «Светлана Захарова – особая балерина. Идеальной формы. Таких нет балерин сегодня в России. Может, в мире. У нее необыкновенной красоты, совершенные перфектные формы. Техника… О технике забываешь, потому что это все выливается через эту удивительную красоту линий».
Искушенные зрители радостно угадывали цитаты из балетов Русских сезонов — «Голубой экспресс» и «Аполлон Мусагет», костюмы к которым сочинила Шанель. Остальные — заново открывали для себя икону стиля и просто женщину. Спектакль буквально прошит её знаменитыми афоризмами о моде, предназначении, любви. И украшен ещё более знаменитыми луками от Шанель: белый костюм с широкополой шляпой, строгая рубашка с узким чёрным галстуком — все они пошиты специально для спектакля в святая святых — в одноимённом модном доме. Но главное для авторов балета – драма Габриэль Шанель, начинавшей как заурядная певичка, а ставшей одной из самых знаменитых женщин мира.
ЯКОПО ТИССИ, ведущий солист Большого театра: «Мне кажется, именно Шанель, как человек. То есть как она сильная, но на самом деле тоже не слабости, а просто разные краски своего характера. И жизнь и настолько. Такая фигура, как – не только как мода, как бренд – Шанель, а именно как женщина. Какая у нее история, с чем она была связана, именно в этом балете, в таком ключе я вижу Шанель».
СВЕТЛАНА ЗАХАРОВА, народная артистка России: «Мне просто хотелось рассказать историю человека. Да, успешного, у которой были взлеты, падения, жесткие. Она все равно, как птица Феникс, восстанет и все равно будет сидеть на пьедестале. Потому что она такая. Но при этом, мне хотелось показать, что эта железная леди, потому что в ней столько жизни, столько в ней упорства, столько трудолюбия, что мне хотелось показать, что она наедине с собой могла быть несчастна И когда исполняю этот спектакль, порой такие жесткие, мощные чувства приходится переживать…. Вот мне больше хотелось об этом рассказать».
Любопытно, что в общем портфеле хореографа Юрия Посохова и композитора Ильи Демуцкого есть балет «Герой нашего времени». Балет про мадемуазель Коко тоже мог бы называться героиня нашего времени. Габриэль Шанель — фигура явно не покрытая патиной времени.
Впрочем, как и Гендель. Балет на музыку культового в Англии немца пару лет назад поставил в Ла Скала итальянский хореограф Мауро Бигонцетти. В это магическое сочетание — избыточного барокко и рубленого конструктивизма — влюбилась Светлана Захарова и уговорила Бигонцетти трансформировать балет для Большого театра.
СВЕТЛАНА ЗАХАРОВА, народная артистка России: «И даже кажется, что этот балет всегда был, и по-другому Генделя даже трудно представить., как можно по-другому её предложить, в другой хореографии».
Никаких декораций, лишь свет и тела в трико и ультракоротких пачках, напоминающих фижмы. Ничто не должно отвлекать от движения и музыки. Как заметил некогда Бернард Шоу, даже атеист, слушая Генделя, начинает видеть Бога.
Балет «Как дыхание» на музыку Генделя в связке с «Габриэль Шанель» обрёл дополнительный объём. Ведь Дягилев не только искал новый балетный язык, но и первым сделал вечера одноактных балетов трендом. А что до сложностей, выпавших фестивалю, как и всем, в этом году, то и здесь есть тень Дягилева, никогда не боявшегося вызов внешнего мира.