Уже многое из увиденного сегодня можно было бы обобщить словами Андре Моруа: «В литературе, как в любви, нас просто поражают чужие вкусы, и особенно — выбор». Тем не менее, куда ж деваться, настало время и нам представить наш собственный образ, авторский взгляд на человека, известности которому в балетных кругах и без нас не занимать. Александр Сергеев — первый солист Мариинского театра — уже 10 лет как, и большую часть из них он уже привык улыбкой отвечать на недоуменный ропот журналистов почему его признанный талант, не отмечен высшим званием Мариинского солиста? С тем же постоянством он рассказывает о том, что череда сложнейших и блистательных партий, равно как наград — нагрудных и стоящих на полке — даже близко не приближаются по значимости и ценности к его семье — жене и двум дочерям. Что ещё сказать… Что он необъяснимым образом передаёт свое личное обаяние своим, даже самым бронзовым персонажем сцены, или то, что сейчас он пробует себя как постановщик? Пускай лучше историю Александра расскажет Дарья Патрина.

С 7 лет он серьезно занимался тхэквондо. В 10 — мечтал стать хирургом. Но рос в семье солистов Театра балета Леонида Якобсона «Хореографические миниатюры». Так что, когда отбор в Академию имени Вагановой был пройден, оказалось, что выбора, похоже, не было. Не то, чтобы сразу всё получалось – скорее, напротив, но звёзды очевидно благоволили.

Дарья Патрина:&nbsp
«Помните, как первый раз вышли на эту сцену?»
Александр Сергеев, первый солист Мариинского театра, хореограф:
«Первый класс, «Щелкунчик», солдатики. Причем я заболел и пропустил неделю репетиций, меня вычеркнули из состава. Но потом заболел кто-то другой, и меня вернули. Драматичная была история».

Профессионально в Мариинском театре Александр Сергеев 17-й сезон. После выпуска в 2004-м первым появлением на сцене была проходка водоноса в «Легенде о любви». А потом как будто повторилась история из детства. Буквально через пару месяцев понадобилась замена в недавно поставленном в театре балете Уильяма Форсайта. Том самом, который в переводе «Там, где висят золотые вишни» до сих пор (после возобновления в 2013 году) стоит в репертуаре Мариинского и который буквально перевернул отношение к современной хореографии в этой балетной труппе.

Александр Сергеев, первый солист Мариинского театра, хореограф:
«Выпускаясь я мечтал танцевать современную хореографию. Хотя Форсайт, когда работал, говорил: вы должны думать, что танцуете классику. Это развитие не физики тела, а мозга; когда мы даем телу двигаться чуть больше, чем в  тех рамках, в которых мы привыкли, возможностей становится больше, и в том числе в классике тоже. Нашему поколению повезло тогда, что мы прошли эту школу. Основной интерес работы здесь – ты можешь быть разным. Один день  я могу быть  злодеем в «Шурале», второй – графом Альбертом в «Жизели», на следующий день – Северьяном в «Каменном цветке», потом – Аполлоном, такое бывает».

Репертуар Александра Сергеева действительно впечатляет. Он танцует партии в главных классических постановках. И он же – постоянно  востребован современными хореографами. Он — Принц и в «Щелкунчике» Вайнонена, и в «Щелкунчике» Симонова, Петрушка – и в постановке Варнавы, и в постановке Фокина. Его видишь то на «Контексте» Дианы Вишнёвой, то на вечерах «Мастерской молодых хореографов» в самом Мариинском. Кстати, в прошлом году Александр и сам решил попробовать себя в качестве постановщика. Его дебют на музыку Эйтора Вила-Лобоса назывался «Не вовремя».

Александр Сергеев, первый солист Мариинского театра, хореограф:
«У меня произошло очень просто – мне в очередной раз стало скучно. Второе образование, игра на аккордеоне, плавание, фламенко. Заняться постановкой чего-либо – из этого ряда. В нашем театре не то что особая атмосфера, просто созданы условия, чтобы мы могли попробовать, ни в одном другом театре такого нет».

В этом году у Александра Сергеева уже прошли две премьеры. «Фарфор» на музыку Глинки и «Пионерская сюита» на музыку Шостаковича.

Александр Сергеев,первый солист Мариинского театра, хореограф:
«Я нашел музыку Шостаковича из фильма «Приключения Корзинкиной». Так получилось па-де-де для пионеров. Что будет дальше – я не знаю. Может, и ничего не будет. Пока вот фламенко занимаюсь».

Все постановки Александра пока были только на Новой сцене Мариинки. Он наблюдал за ними из этих кулис, примеряя новую для себя роль.

Александр Сергеев,первый солист Мариинского театра, хореограф:
«Когда идёт спектакль, смотрю из-за кулис, из зала вообще не могу смотреть. чувствую себя как в салоне самолёта. Когда уже ни на что не можешь повлиять. Очень странные ощущения, очень».

Путь из танцовщика в постановщики – этот маршрут проходили и проходят многие. Одна из возможных естественных траекторий развития. Александр Сергеев работал с лучшими хореографами современности. У него – ценный багаж, который точно пригодится ему в творческом полёте.