Рассказ знающего и компетентного человек интересен всегда, другое дело, что есть области, в которых знатоками себя полагают все. Как правило, к таким относят медицину и литературу. 

Причем особенно не повезло литературе детской — в ней не только разбираются все, но слишком многие полагают возможным ее создавать. Никаких страхов: о чем писать — я же был ребенком, или у меня есть дети, а что там для них писать — они ж дети. Для них любой взрослый — писатель. 

В советские годы замечательный детский писатель Эдуард Успенский собирал детский устный фольклор — все эти страшилки про красную простыню, зеленый ноготь и гроб на колесиках. И в эфире «Пионерской зорьки» обратился к детям с просьбой их ему присылать. 

А потом читал некоторые письма: «Вы спрашиваете, не было ли у нас в пионерлагере каких-нибудь синих рук или черных скелетов — нет, ничего такого не было, к нам только приезжал писатель Кукушкин и вожатая сказала: «Тот, кто не будет спать в тихий час — останется на встречу с писателем».

О детских книгах и их авторах с писательницей Асей Петровой беседовал корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Павел Богданов.

Павел Богданов,корреспондент: 
«Вы часто о себе говорите, что Вы писатель вне формата, вне детского формата? Что это значит?».
Ася Петрова,писательница:

«Дело в том, что я начала с детской книжки, которая называлась «Волки на парашютах», которую сейчас охотно читают и взрослые тоже. У меня бывали даже такие случаи. Я пришла на встречу с детьми в Пушкинскую библиотеку. И увидела полный зал взрослых. Я два часа рассказывала про свои детские книги. Я им читала, они хохотали и так далее. 

У меня относительно недавно вышла книга про бабушку, которая называется: «А у нашей кошки есть бабушка?». Но это абсолютно детская, на мой взгляд, книга. И опять же, что я наблюдаю? Собираются взрослые и с удовольствием читают эту книгу. То есть что-то в этих книгах их привлекает».

Павел Богданов,корреспондент: 
«Что, как Вы думаете?».
Ася Петрова,писательница:

«Я описываю те проблемы, которые я сама переживаю в нынешней жизни. Какие-то насущные вопросы, которые могут волновать и взрослого тоже. Просто взрослый зачатую боится задать вопрос: он неудобный, ему неловко, ему кажется, что это глупо и по-детски. А ребенок может задать себе это вопрос. Он может ходить за папой по квартире и спрашивать у папы: в чем смысл жизни? И это будет не глупо, а очень даже умно. Хотя всех взрослых это волнует. 

Одна моя знакомая библиотекарь как-то раз сказала, что мои книги ей здорово помогают бороться с ее собственными комплексами. Я это воспринимаю как некую психологическую работу, которую я провожу, видимо, бессознательно, а может, и сознательно, со взрослыми и детьми одновременно».

Павел Богданов,корреспондент: 
«А те вопросы и проблемы, которые волновали Вас в подростковом возрасте, насколько они отличаются от тех вопросов и проблем, которые волновали Вас в этом же возрасте?».
Ася Петрова,писательница:

«Есть темы вечные, которые волнуют детей всегда. Например,я проверяла на детях до карантина свой новый сборник, который будет называться «Кто что скажет, все равно». Я читала разные рассказы и поняла, что все равно рассказ, который больше всего нравится и на который больше всего откликов — это рассказ про любовь. И детям это интересно, и подросткам это ощущение влюбленности. 

Или вопросы взаимоотношений со взрослыми, экзистенциальными проблемами, восприятие ребенком каких-то трагических моментов жизни и смерти. Или взаимоотношения с учителями в школе, или с неприятными друзьями твоего лучшего друга. Вот я перечисляю темы, о которых мой последний сборник, и все время ловлю себя на том, что все эти проблемы никуда не деваются и тогда, и сейчас».

Павел Богданов,корреспондент: 
«А есть какие-то табуированные темы, о которых в детской литературе не стоит писать? Или их не существует?».
Ася Петрова,писательница:
«Иногда это зависит как об этом поговорить. Много было очень разговоров вокруг книги «Скажи, Красная Шапочка».Она давно очень вышла, но отголоски до сих пор есть. Я долго думала потом, о том, хочет ли подросток, переживший настолько травмирующую ситуацию, хочет ли он потом об этом читать. Не хочет ли он от этого избавиться и больше никогда в жизни не вспоминать, не переживать. А в кабинете с психотерапевтом прорабатывать свою проблему. Для меня только так стоит вопрос. Если хочет, если он читает эту книгу и для него есть ощущение какой-то общности и принадлежности к кругу людей, которые тоже это пережили, тогда да. Если нет, то нет».
Павел Богданов,корреспондент: 
«Вы сказали в одном из интервью, что «книга вскоре станет дорогим арт-объектом». Вы думаете, что время книг, в окружении которых мы находимся, заканчивается?».
Ася Петрова,писательница:
«Я думаю, что неизбежно. Конечно, бумажные книги останутся и, может быть, это будет совсем нескоро. Но мне кажется, что вот сейчас переживаем такой эпический момент истории. Потому что мы живем сейчас на сломе цивилизаций. И я уверена, что бумажные книги взрослые почти все перейдут в интернет, в электронный формат».