Мы все знаем, что для детей нужно писать, как для взрослых, только еще лучше, но не знаем, что это говорил Станиславский. Вернее, это парафраз его напутствия, с которым режиссер обращался не к писателям, а к актерам, призывая тех играть для детей «так же как для взрослых, только тоньше, культурнее и совершеннее». 

Не знаю, был ли воспринят призыв на сцене, а вот на советском экране существовал феномен — детского кино. Его апологетом был выдающийся актер и режиссер Ролан Быков, фактически он разделял взгляды великого польского педагога Януша Корчака, утверждавшего, что дети – это особое состояние человека, не то чтобы лучшее — дети по-разному себя ведут, но иное, чем взрослые. 

Так оно, наверное, и есть, но детского кино почти уже не существует. На смену ему пришло семейное. Хотя все чаще его создатели вспоминают наказ Станиславского.

Как раз сейчас в Петербурге и окрестностях снимает такой детский, семейный фильм режиссер Александр Галибин. За легким названием — «Маруся форева» — непритязательная история о том, как на голову ничего не подозревавшего молодого человека неожиданно свалилась уже немаленькая дочь, и серьезные наблюдения за столкновением двух отдельных видов людей. 

На съемочной площадке побывала корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Елена Боброва.

Александр Галибин, несколько лет назад занявшийся кинорежиссурой, стремится вернуть в детское кино то, что он называет «нота Ролана Быкова». 

АЛЕКСАНДР ГАЛИБИН,режиссер:
«Мне кажется, ребенка используют для своих режиссерских амбиций или сюжетного хода. Когда ребенок как личность ничего не значит. Мне очень важен маленький человек как личность. Девочка Соня, наша главная героиня. Ее мир мне очень дорог. Ее мир совпадает с тем миром, которым мне хотелось бы, чтобы была в картине». 

Но если герои его первых двух фильмов — дети, попавшие в жернова войны, то юная героиня новой картины Галибина — Маруся — наша современница, и ее история разворачивается не в степях Киргизии и Башкирии, а на фоне петербургских красот.

СОФИЯ УМРИЛОВА,актриса:
«Мне очень понравилось, какая она смелая, ничего не боится. Любит папу. Мама ей говорила, что он супергерой, и она захотела расспросить его».

Конечно, отец Маруси не Иван Чонкин и не Человек-паук. А обычный парень, который хочет красивой жизни — без всяких неприятных сюрпризов, вроде возникающих из ниоткуда дочек. Но Галибин не был бы собой, если бы рассказал историю просто о перевоспитании чувств в духе мини-сериалов выходного дня.

АЛЕКСАНДР ГАЛИБИН,режиссер:
«Если говорить совсем глубоко, то к человеку пришел ангел. И что у каждого человека есть ангел. Просто видишь его или нет. И наступает момент, когда прозреваешь, что рядом с тобой ангел. И твоя внутренняя задача — не потерять. Чтобы этот ангел с тобой навсегда. Маруся форева. Это мой мэсседж».

Разговор про ангелов — это так по-петербургски. И хоть Галибин давно осел в столице, о родном городе не забывает. Визуализировать свое признание в любви к Петербургу он доверил Сергею Астахову, знаменитому оператору, который в «Брате» зафиксировал Петербург 90-х, а в другой картине Балабанова «Про уродов и людей» — город мистического морока. 

СЕРГЕЙ АСТАХОВ,оператор:
«Слава Богу, город сейчас уже несколько раз снимал в городе после 90-х, и меня радует, что чище и не надо компоновать кадр, чтобы не было того, что не хотелось бы показывать. У нас цель не показать какой-то город слишком оригинальный, который не узнаваем. Мы делаем город узнаваемым».

Так что никакой мрачности Достоевского и Мандельштама, утверждавшего, что «в Петербурге жить — словно спать в гробу». На этот раз это будет город, в котором жить хочется. В конце концов, не только Маруся, но и Петербург форева.