Я хотел закончить другими — ранне-буддисткими — строчками Бориса Гребенщикова: «Всем остальным дадим по роже, ведь жизнь и смерть — одно и то же!». Но это — чересчур прямое понимание буддизма.
Тем не менее, такое утешение философией насчитывает тысячи лет. Современная редакция звучит устами Людвига Витгенштейна: «Смерть не является событием в жизни человека». Везде, но не в искусстве.
«Семь смертей Марии Каллас» — название и содержание нового спектакля Марины Абрамович, премьера состоялась в Баварской опере и уже наделала шуму. Одна из самых одиозных перформеров планеты выстроила всю историю на смертях легендарной оперный дивы — раз за разом та умирает по сюжетам сыгранных ею знаковых ролей, а в конце концов — собственной смертью.
Эту последнюю сцену художница играет уже не на экране, а вживую. Смерть вживую — я, похоже, сам запутался в парадоксах терминологии. Важнее сказать, что это действительно спектакль о жизни Каллас. И, кстати, его может увидеть любой желающий до 7 октября.
Вот таковы представления о времени: человеку дано прожить две жизни — одна, собственно, обычная, наша, а вторая — та, что протекает в сознании наблюдателей. Абрамович здесь в своем репертуаре — она помещает певицу в какой-то ад. Сама же, по всей видимости, осторожно выстраивает свою вторую жизнь. К примеру, ее нет в соцсетях.