Оперу в наш город, а, значит, и в Россию вообще привезла Анна Иоанновна. Ей, кстати, мы и обязаны сохранением Петербурга столицей империи — а то чуть было дело не вернулось в Москву раньше времени. И при ней же появился первый общественный оперный театр с названием «Оперный дом». От него ничего не сохранилось. Известно только, что он находился на территории между нынешней Малой Конюшенной улицей и каналом на территории примерно дома номер 12.

«Дом этот имел короткую историю. Он просуществовал только до 1749 года, после чего сгорел от пожара из-за того, что хотели просушить декорации».

А вот следующий «Оперный дом» появился уже на месте, которому и впоследствии суждено было стать знаменитым — на углу Невы и Лебяжьей канавки.

«У него и было официальное название — «Оперный дом у Летнего сада». Он был построен в два этажа. Он имел  в длину 26 саженей, а в ширину он имел 16 саженей».

За строительством было поручено следить самому Франческо Бартоломео Растрелли. Но и внутри должно было быть очень красиво. Судите сами: плафон заказали живописцу Валериани. Росписи по тканям делали знаменитые художники Вишняков и Антропов.

«В зале кроме партера было еще и два яруса. Места расписывались строго в соответствии с общественным статусом. В первых рядах партера — генералитет».

Их родственники на ярусах, которых два. Ложа для императрицы возле сцены — одна, другая — напротив. В ней царица хочет появляться инкогнито.

Недавно на фестивале Earlymusic исполнили первую оперу придворного композитора при русском дворе Франческо Арайя на русский текст Василия Сумарокова «Цефал и Прокрис». Сыграли ее в Эрмитажном театре. А ведь премьера ее была здесь, на сцене «Оперного дома» «на лугу», «у Летнего сада», «в еловой роще».

Свято место пусто не бывает. Дух музыки не покинул это пространство и после того, как «Оперный дом» снесли. В конце XVIII века в окне построенного здесь доме Бецкого прогуливающиеся в Летнем саду могли видеть голого Ивана Андреевича Крылова, играющего на скрипке. А сейчас здесь, как известно, Университет культуры.