В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Виктория Ефимова, доцент кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ имени Герцена, психофизиолог, доктор психологических наук, руководитель проекта «ВсёВозможно».

Тимофей Зудин, ведущий: Сегодня, 21 марта,  Международный день человека с синдромом Дауна. Дата выбрана не случайно. У людей с синдромом Дауна в 21-ой паре хромосом не две, а три. Сколько сейчас в Санкт-Петербурге проживает людей с синдромом Дауна?

Виктория Ефимова, доцент кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ имени Герцена, психофизиолог, доктор психологических наук, руководитель проекта «ВсёВозможно»: Точной цифры нет. Я читала, что в России около двух с половиной тысяч. А в Петербурге каждый год рождается около 50 детей с этим синдромом, и их количество увеличивается с каждым годом.

Тимофей Зудин, ведущий: Можно ли сейчас отдать такого ребенка в общеобразовательное учреждение?

Виктория Ефимова, доцент кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ имени Герцена, психофизиолог, доктор психологических наук, руководитель проекта «ВсёВозможно»: По закону об образовании такая возможность есть. Но не все школы принимают таких детей. Не все родители готовы отдать ребенка в обычную школу.

Ксения Бобрикова, ведущая: Почему детей с синдромом Дауна называют солнечными?

Виктория Ефимова, доцент кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ имени Герцена, психофизиолог, доктор психологических наук, руководитель проекта «ВсёВозможно»: Если у такого ребенка или взрослого все хорошо, к нему доброжелательно относятся, то, как правило, на его лице все видят улыбку. Солнечно улыбчивый. Но нужно понимать, что точно, как и все другие дети, у людей с синдромом Дауна совершенно разный характер, и они также могут разозлиться или проявить агрессию. Но сейчас их принято называть солнечными.

Ксения Бобрикова, ведущая: Как проходит совместное обучение? Как готовят детей к этому?

Виктория Ефимова, доцент кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ имени Герцена, психофизиолог, доктор психологических наук, руководитель проекта «ВсёВозможно»: Если в семье родился ребенок с синдромом Дауна, то им нужно активно заниматься с самого начала. Это должны быть совершенно разные специалисты: невролог, логопед, специалист занимающийся физкультурой. Этим детям требуется гораздо больше времени, чтобы овладеть навыками. И тут уже от родителей зависит, достигнет ли ребенок к 7 годам того уровня знаний, который необходим для обучения в школе.

Ксения Бобрикова, ведущая: Обязательно ли для таких детей сопровождение?

Виктория Ефимова, доцент кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ имени Герцена, психофизиолог, доктор психологических наук, руководитель проекта «ВсёВозможно»: Каждый случай индивидуален. Потому что дети разные по своему развитию. Нужно ли такого ребенка сопровождать, нужен ли тьютор, решается уже в зависимости от ребенка.

Тимофей Зудин, ведущий: Что делать родителям, если в семье появился особенный ребенок?

Виктория Ефимова, доцент кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ имени Герцена, психофизиолог, доктор психологических наук, руководитель проекта «ВсёВозможно»: Это испытание для всей семьи. Если родители знают заранее, что такой ребенок будет, то когда он родится, в первую очередь родителям нужен психолог.

Тимофей Зудин, ведущий: Сейчас на каком этапе можно выяснить, что ребенок родится с синдромом Дауна?

Виктория Ефимова, доцент кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ имени Герцена, психофизиолог, доктор психологических наук, руководитель проекта «ВсёВозможно»: На 12 неделе. Но все равно эти тесты бывают и ложноположительными, и ложноотрицательными. Когда рождается такой ребенок, то нужен психолог для родителей, чтобы они приняли ситуацию, и у них была эмоциональная возможность и настроение им заниматься.

Тимофей Зудин, ведущий: Когда такие дети вырастают, чем они могут заниматься?

Виктория Ефимова, доцент кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ имени Герцена, психофизиолог, доктор психологических наук, руководитель проекта «ВсёВозможно»: Из них получаются хорошие работники во всех сферах, где нужно выполнять простые повторяющиеся действия. Им не будет скучно заниматься с пожилыми людьми в качестве сиделок, заниматься с животными. Но самый лучший вариант — это рабочие места, созданные специально для них. У нас в Петербурге это мастерская «Простые вещи», есть кафе «Огурцы». Зачастую родители сами придумывают проекты, в которых дети могут работать.

Ксения Бобрикова, ведущая: Есть ли правила общения с такими людьми?

Виктория Ефимова, доцент кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ имени Герцена, психофизиолог, доктор психологических наук, руководитель проекта «ВсёВозможно»: Не нужно его бояться. Нужно спокойно и доброжелательно общаться и стараться использовать конкретные простые высказывания без метафор и сложных предложений.