За плечами Жени два года игры в театре. Сегодня у нее репетиция новой роли – Яло из произведения «Королевство кривых зеркал». Подготовка к спектаклю проходят по этюдному методу, а значит, перед тем как выйти на сцену, актёры участвуют в кропотливом процессе читки материала и погружения в своих персонажей. Где-то текст можно не запоминать — важнее научиться импровизировать.

ЕВГЕНИЯ МОШНЕНКО, актриса:
Я была раньше более эмоционально зажатая, я тяжелее давалась на контакт. А сейчас мне стало это проще даваться.

Инклюзивный театр «Светлячки» учит детей с физическими и ментальными особенностями принимать своё тело и голос. В предполагаемые обстоятельства пьесы погружают не только репетиции, а также игровая терапия. Особенности детей учитываются лишь при распределении ролей. В остальном – требования как к профессиональным актёрам.

ДАНИИЛ ГОНЧАР, актёр:
Я раньше не понимал, как можно выйти на сцену и отыграть, чтобы это было прекрасно. То есть ты волк, и ты это отыгрываешь, ты понимаешь, что ты злодей и ты всех хочешь кушать.

ИЛЬДАР АБИТОВ, корреспондент:
Особую же роль в театре играют эти рисунки. Они были созданы на планшете Денисом Абрамовым — ребёнком, который, не смотря на полученный инсульт в возрасте шести лет, продолжает творить. Картины с помощью проекции выводятся на экран и используются в некоторых спектаклях в качестве настоящих декораций.

У каждого волонтёра на сцене своя роль: как в помощи, так и в рамках актёрских задач.

ВЛАДИМИР КОМКОВ, волонтёр-актёр:
Вот когда на спектакле, это очень обостряется всё, всё в одном сжатом пространстве, сжато по времени, кого-то переодеть, кого-то на коляске поднять, по ступенькам. Также приходится играть свою роль, которая у каждого взрослого волонтера есть, поэтому мы на спектаклях и репетициях совмещаем это.

ОЛЬГА ТУРИК, режиссёр Театра «Светлячки»:
Для меня самое главное, как для любого режиссёра – это верю или не верю. Я всё проверяю на вот этот вот маркер. Если я вижу, что ребёнок верит, что он, допустим, вышивает, при этом спастика рук не даёт точного движения, то значит хорошо, значит удалось, значит мы туда.

Две постановки «Светлячков», запланированные к апрелю – часть проекта под названием «Театр для всех». Тема этого года — «Русское слово в сказках советских писателей» — для нее были выбраны произведения: «Королевство кривых зеркал» и «Трусохвостик». Но одними спектаклями проект не ограничится, станет связующим звеном между актерами и зрителями, учениками школ-интернатов и их преподавателями.

ЕЛЕНА РОГАЛЁВА, руководитель Театра «Светлячки»:
Помимо мастер-классов в школах и наших собственных репетиций с детьми, запланированы вебинары, для учителей, для школьных педагогов, для, возможно, некоммерческих организаций, которые хотят также создать инклюзивный театр. Мы выпустим методические материалы к концу проекта и проведём в сентябре круглый стол.

ИЛЬДАР АБИТОВ, корреспондент:
Пять лет существует театр — более десяти постановок, а сама трупа разрослась в два раза и уже состоит из 30 юных артистов. Все они работают не только над новыми премьерами, но и над общей мечтой — своя собственная сцена.