ДМИТРИЙ АКСЁНЧИК, корреспондент:
Его мало волновала эстетическая сторона музыки. Он хотел от искусства не красивого, а правдивого. «Отвратительная и беспомощная гадость» — говорил о его творчестве композитор Танеев. «Его музыку я от души посылаю к чёрту! Это самая пошлая и подлая пародия на музыку» — восклицал Чайковский. Почти всё, что написал Модест Петрович Мусоргский — шло в разрез с правилами и традициями. Недооценённый своими современниками гений. Впоследствии — главный авангардист русской музыки.
Какой он, Петербург Мусоргского?

ШКОЛА ГВАРДЕЙСКИХ ПОДПРАПОРЩИКОВ

ДМИТРИЙ ГАМАЛИЯ, краевед:

Неспроста мы начинаем знакомство с Петербургом Мусоргского именно отсюда: Лермонтовский проспект 54. Здесь в XIX веке находилась Николаевская школа подпрапорщиков, которую заканчивает Модест Петрович Мусоргский. В школе подпрапорщиков была дедовщина. Старшие учащиеся катались на младших.

Так впервые и проявился музыкальный талант юного Моди, который и уберёг его от затрещин старшеклассников.

ДМИТРИЙ ГАМАЛИЯ, краевед:
Он уже в 9 лет владел фортепиано, великолепно пел и таким образом развлекал ребят постарше. Они всегда приглашали его за рояль. Он никогда не отказывался.

ИНЖЕНЕРНЫЙ ЗАМОК

Наше путешествие по Петербургу Модеста Мусоргского привело нас к Михайловскому замку. В то время, когда Мусоргский здесь живёт, начинает писать свою оперу «Борис Годунов».

Вторая половина XIX века — эпоха символизма, когда многоплановостью были пронизаны литературные и музыкальные произведения. Как, порой, и процесс их написания.

ДМИТРИЙ ГАМАЛИЯ, краевед:
Жить в замке, где убили Павла, писать о моменте, когда власть вроде бы как власть совершила преступление. Не очень понятно, убил ли Борис Годунов царского сына или нет. Мусоргский считает, что так и было.

ПЕСТЕЛЯ 11

ДМИТРИЙ АКСЁНЧИК, корреспондент:

В 70-х годах XIX века молодой Модест Мусоргский жил в этом доходном доме номер 11 на Пантелеймоновской улице, ныне Пестеля. Вместе с ним проживал его товарищ — Николай Андреевич Римский-Корсаков, с которым они буквально делили один рояль на двоих.

Называли себя наследниками Михаила Глинки, считали главным направлением развития музыки —идею народности, к которой искали новые подходы вместе с другими участниками творческого содружества «Могучая кучка». Кстати. Придумал это название духовный идеолог коллектива композиторов Владимир Стасов, который был частым гостем в доме на Пантелеймоновской улице.

ДМИТРИЙ ГАМАЛИЯ, краевед:

Я бывало приходил к ним рано утром, заставал спящими, будил их, заставлял их встать с постели, подавал им умываться, чулки панталоны, халаты. Мы пили вместе чай, закусывая бутербродом со швейцарским сыром, который они так любили. И тотчас после этого чая мы принимались за наше любезное дело — музыку.

Римский-Корсаков работал над «Псковитянкой». Мусоргский дописывал оперу «Борис Годунов». Точнее вносил изменения — Дирекция императорских театров не приняла произведение с первого раза. Одна из причин — в опере не было ни одной женской арии.

ДМИТРИЙ ГАМАЛИЯ, краевед:
Здесь появлялись польские сцены к этой опере. Рождался образ Марины Мнишек…

МАРИИНСКИЙ ТЕАТР

Через четыре года, после того, как Мусоргский внес изменения состоялась премьера. В Мариинском театре.

ДМИТРИЙ ГАМАЛИЯ, краевед:
Это был сумасшедший успех. 20 раз Мусоргского вызывали на сцену. Актриса, исполнявшая роль Марины Мнишек, выбрала эту роль в качестве бенефиса и в итоге много лет не сходила со сцены Мариинского театра.

Считается, что Мусоргский само русское слово и русскую интонацию превратил в симфоническую музыку. Позже идеи композитора можно проследить уже в ХХ веке, например, в творчестве Сергея Прокофьева и Дмитрия Шостаковича. К сожалению, «Борис Годунов» — единственная законченная Мусоргским опера. «Саламбо», «Сорочинская ярмарка», «Женитьба» и другие произведения дорабатывал уже Римский-Корсаков.

ТИХВИНСКОЕ КЛАДБИЩЕ

Единственный прижизненный портрет Мусоргского создал его близкий друг, художник Илья Репин. Узнав о том, что Модест Петрович попал в больницу, он пришёл навестить его и всего за четыре сеанса написал картину. За 10 дней до смерти композитора.

ДМИТРИЙ ГАМАЛИЯ, краевед:
На картине Репина мы видим Мусоргского с проницательным взглядом, ясным взглядом. Но при этом волосы всклокочены, красный нос, как будто налитый, намекает на склонность к алкоголю. На самом деле обморозил нос Мусоргский ещё в свою бытность военным.

К слову, своим ярким носом выделяется и памятник композитора на Тихвинском кладбище, некрополе выдающихся деятелей искусства. Модест Петрович Мусоргский — гениальный композитор-самоучка, чьи дерзкие и революционные идеи во многом предвосхитили музыкальное искусство ХХ века.