Для жителей Московии 1700 год начался хлопотно. Шутка ли – сменить по царскому указу весь гардероб? Небогатым дворянам дали пару лет, чтобы доносить старую одежду. Но шить велено было уже только платье на европейский манер. Нарушителей наказывали штрафами до 2 рублей. По тем временам сумма огромная, на нее можно было купить целое стадо овец! Одним словом, Пётр спешил. Кто знает, может, в этой спешке Петра переодеть подданных было и что-то очень личное?
АНАСТАСИЯ МЕЩЕНИНА, доцент кафедры исторического регионоведения Института истории СПбГУ, кандидат исторических наук:
Решительно начавшаяся борьба с бородами и длиннополыми кафтанами связана с тем, что Петра страшно раздражало именно облик московских стрельцов, в которых он вечно подозревал эту измену, которые ходили в этих кафтанах и бородах. Самый этот вид их, видимо, вызывал у него тяжелые детские переживания, не только детские.
И всё же не случайно «костюмный» указ появился одновременно с новым календарем – самодержец, засучив рукава, стремительно менял не только государственное устройство, а сознание подданных.
ВЛАДА ЛИПСКАЯ, профессор кафедры дизайна костюма СПБГЭУ, доктор филологических наук:
Невероятная мудрость Петра, как любого гениального человека, начать именно с костюма преобразования. Изменяя внешность изменяешь внутренний мир, изменяешь мир вокруг себя. Мода и музыка – самые быстрые способы художественное воздействия на человека.
Конечно, сложнее всего пришлось дамам. Еще вчера они сидели в теремах, укутанные сверху донизу, а теперь – глубокое декольте, тугие корсеты!
ТАТЬЯНА ПАРФЁНОВА, художник-модельер:
Женщина из полной красавицы, дородной, которая считалась эталоном красоты русской женщины, оказывается, должна была быть туго перетянута в талии, которой у нее отродясь не было.
Но штрафы и женское кокетство сделали свое дело. В конце концов к изысканному стилю почувствовали вкус и мужчины.
ИРИНА ПОДГОРНАЯ экскурсовод Музея-макета «Петровская акватория»:
Кавалеры носили почти такую же одежду как дамы – это были кружева, драгоценности, можно было встретить кавалера в нежно-розовом камзоле. Даже есть такие интересные названия – цвет ткани был очень странным «вновь прибывших особ» или «потупленных глаз». Вот такие были оттенки для одежды.
Для кавалеров образцом для подражания был сам Пётр I. Когда дело касалось приема или ассамблеи, государь был настоящим щёголем. Да и дома не отказывал себе в восточной роскоши. А душегреи, которых у Петра Алексеевича, похоже, было немало, скрывают секрет – Пётр Алексеевич сильно мёрз, причем не только в промозглом питерском климате. Поэтому его вещи подбивались дополнительной подкладкой, или шелковым длинноворсовым плюшем, который назывался в то время «косматый бархат».
В борьбе с национальным костюмом царь если не проиграл, то уступил – страна не захотела походить на Францию, у нее был свой путь. И поэтому наследница дел петровых, Екатерина Вторая вернула в придворную моду элементы старинного костюма – откидные рукава, как у бояр допетровского времени, декоративную планку, как на сарафанах. Прощальным поклоном традиционному русскому костюму стал не указ Петра 1700 года, а костюмированный бал в честь 300-летия Дома Романовых. Всего лишь через несколько лет наступит торжество унитарного современного фасона. Но это ли хотел Пётр Первый?