В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Татьяна Гилева, психолог.

Людмила Ширяева, ведущая: «Режим гоблина» — новый современный тренд. Этот термин связан с последствиями карантина COVID-19, он подразумевает восхваление лени и антиобщественного поведения.

Василий Киров, ведущий: Что все-таки подразумевает этот термин? Разве не банальную лень?

Татьяна Гилева, психолог: На самом деле то, как описывается именно этот тренд, выглядит не так сказочно. Это может быть похоже на старт психического заболевания либо расстройство адаптации. То есть человек просто не способен жить свою нормальную социальную жизнь. Выбирает закрываться в одном пространстве и находиться в своем виртуальном мире. Предрасположенность может быть у всех, но травматичное событие может запускать расстройство адаптации. Это может быть переезд, развод, увольнение, какой-то длительный стресс. Получается, что человек переживает стресс — он не выходит никуда, замыкается в себе, перестает ухаживать за собой, качество его социальных контактов снижается. Есть смысл не так легко относиться к этому расстройству.

Людмила Ширяева, ведущая: Кто «включает» этот режим?

Татьяна Гилева, психолог: Это защитный механизм психики. Он может включиться у каждого. Бывает, что кому-то из близких выгодно поддерживать этот режим. А если это начало заболевания, то человеку реально тяжело выйти из этого режима.

Людмила Ширяева, ведущая: Как понять, что это начало заболевания, а не переходный возраст, например, у подростков?

Татьяна Гилева, психолог: Достаточно часто в подростковом возрасте происходит дебют психических заболеваний. Если у человека снижается качество социальных контактов, он перестает ухаживать за собой, и его комната становится все грязнее, то тогда есть смысл проконсультироваться с психиатром. Обратите внимание на то, всегда ли человек себя так ведет или только в отсутствие родителей. Если ситуация ухудшается, то нужна помощь специалиста.

Людмила Ширяева, ведущая: Может ли человек сам понять, что включился «режим гоблина»?

Татьяна Гилева, психолог: Сам человек может понять, но если не включился защитный механизм. Опасность в том, что человек может считать, что все нормально. Чем больше он находится в этом состоянии даже без минимальных физических нагрузок, тем меньше у него сил для того, чтобы встать и что-то делать.

Василий Киров, ведущий: Какие можно дать советы близким?

Татьяна Гилева, психолог: Сначала есть смысл подумать, в какой момент это началось, что тогда происходило в жизни семьи этого конкретного человека. Попробовать соотнести это. Дальше описать, что именно видят родители или другой взрослый, который рядом. Без своих интерпретаций. Попробовать поддержать и предложить свои варианты решения проблемы.