АННА СМИРНОВА, корреспондент:

В здании Михайловского театра, как музыкальная шкатулка — снаружи практически ничего не выдает театральную составляющую, но вот если заглянуть внутрь …

Накануне своего 190-летия театр раскрывает тайны — посетители могут попасть за кулисы.  Это важный для театров просветительский проект.

ЕЛИЗАВЕТА ОРДИНАРЦЕВА, экскурсовод:

Это специальная комната, которую мы условно называем «трогательная», потому что здесь можно практически всё потрогать, и мы её сделали этим летом специально для нашего экскурсионного маршрута. Это все туфли Анастасии Соболевой — нашей прима-балерины, она их нам лично передала, чтобы экскурсанты могли их повертеть, посмотреть, как балерина туфли к работе готовит — потому что многое она здесь доделывает сама, обшивает пятачок, готовит стельку.

Среди сугубо театральных профессий особое место занимают художники по костюмам, именно они создают образы, которые запоминаются зрителям своей роскошью. Однако совместить красоту и комфорт — задача не из лёгких.

ЕЛИЗАВЕТА ОРДИНАРЦЕВА, экскурсовод:

Чтобы передать какой-то металл, можно использовать искусственную кожу, и вполне костюм будет выглядеть, как латы с расстояния.

АННА СМИРНОВА, корреспондент:

Ну, раз можно по-настоящему прикоснуться к высокому искусству, я это, конечно же, сделаю. Это головной убор — не кокошник, из оперы «Царская невеста». Примерим.

ЕЛИЗАВЕТА ОРДИНАРЦЕВА, экскурсовод:

У кокошника должна быть ещё сзади сеточка, чтобы она покрывала голову даже, то есть голова должна быть в кокошнике закрыта.

Это комплекс помещений великокняжеской ложи, а здесь отдельный вход с бокового фасада театра, и по отдельной лесенке мы с вами, как великие князья или императора XIX века поднимаемся выше в отдельное небольшое фойе, и императорская семья приходила через этот вход, в эту ложу, когда они были с частным визитом в театре.

АННА СМИРНОВА, корреспондент:

Интерьер великокняжеской ложи выполнен в имперском стиле, но висят портреты людей, которые прославили театр уже веке в ХХ.

Мировые премьеры этих авторов навсегда вошли в историю Михайловского. «Нос» и «Леди Макбет Мценского уезда» на музыку Шостаковича, опера «Война и мир» композитора Сергея Прокофьева. Особый трепет вызывает возможность пройтись по коридорам закулисья, где ходили звёзды балетной сцены прошлого, а современных встретить вживую.

ЕЛИЗАВЕТА ОРДИНАРЦЕВА, экскурсовод:

Такие фрагменты спектаклей почему-то впечатляют даже больше, чем, когда вы приходите в театр уже, как зритель, по билету.

АННА СМИРНОВА, корреспондент:

Здание театра внутри несколько раз перестраивалось и, например, зрительный зал к которому мы привыкли практически в полтора раза больше того который появился здесь в 1833.

Театр комической оперы, Малый академический, Малый оперный и снова Михайловский —  театр четыре раза менял название. но всегда оставался яркой точкой на культурной карте Петербурга.