В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Нариман Гаджиев, врач-уролог, заместитель директора по медицинской части Клиники высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова СПбГУ.

Дарина Шарова, ведущая: Петербургские онкологи провели операцию с использованием технологии дополненной реальности в VR очках. Очки дополненной реальности используются в реабилитации больных, в борьбе с какими-то фобиями. Как давно VR очки пришли в операционную?

Нариман Гаджиев, врач-уролог, заместитель директора по медицинской части Клиники высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова СПбГУ: Сделаю небольшую поправку – это очки смешанной реальности. Термины очень похожи, но отличаются они небольшими нюансами. Когда мы говорим об очках виртуальной реальности, мы погружаемся в компьютерный мир, полностью сгенерированный компьютером. Дополненная реальность – это то, что мы видим дополнение информации. Предположим Snapchat, Pokemon – это все то, что мы видим через экраны мониторов. Смешанная реальность – это объект искусственной реальности, погруженный в физический мир, с которым можно взаимодействовать. Именно в этом принципиальное отличие.

Михаил Спичка, ведущий: Как это на практике помогает хирургу?

Нариман Гаджиев, врач-уролог, заместитель директора по медицинской части Клиники высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова СПбГУ: Этот проект называется HLOIA. Аббревиатура, которая представляет собой отечественный софт. Он не имеет аналогов на сегодняшний день. Это трехкомпонентная программа, которая имеет графический редактор, облачный сервис и приложение в очках. Позволяет создавать модели смешанной реальности врачу самостоятельно без привлечения графических дизайнеров, биоинженеров. Я был в этом году на медицинской выставке в Дубае, у них отдельные сервисы стоят 2000-3000$. Клиники должны отправлять снимки заблаговременно, потом они распечатываются на 3D-принтере. Это абсолютно новый шаг.

Дарина Шарова, ведущая: Что видят хирурги в этих очках?

Нариман Гаджиев, врач-уролог, заместитель директора по медицинской части Клиники высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова СПбГУ: Я думаю, что каждый из нас сталкивался с МРТ. Представьте себе, что мы имеем эти снимки, которые обычно хирург смотрит, потом идет в операционную, там есть монитор и все это в 2D. Теперь представьте, что хирург во время операции, надевая очки, видит модель смешанной реальности, сопоставляет ее с контурами реальных органов, и он понимает, где расположены сосуды, где опухоль. Мы провели такое исследование, оно опубликовано в журнале «Достижения неврологии», по удалению опухолей почки и применению смарт-очков. По сути это лишь инструмент использования HLOIA. Забегая вперед скажу, что в МГТУ Баумана сейчас готовятся отечественные очки. Они ничем не будут уступать зарубежным аналогам. Представляете, хирург, надевая очки уже видит, где что расположено.

Михаил Спичка, ведущий: Мешает ли хирургу изображение, которое у него перед глазами?

Нариман Гаджиев, врач-уролог, заместитель директора по медицинской части Клиники высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова СПбГУ: Можно менять транспарентность. Можно регулировать прозрачность. Можно брать снимки КТ в режиме смешанной реальности и просматривать их. Это дополнительный уровень знания.

Михаил Спичка, ведущий: Когда это будет внедрено в более широкую практику?

Нариман Гаджиев, врач-уролог, заместитель директора по медицинской части Клиники высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова СПбГУ: В марте этого года на конгрессе по новым технологиям наша инновация заняла почетное второе место. Если бы не обстоятельства, мы бы заняли первое место. Мы работаем над тем, что будет возможность мониторинга в режиме реального времени. Плюс у нас будет возможность подключения ментора — удаленного наставника из другого города или страны. Наставник будет в 3D-режиме руками показывать, где и что нужно сделать.