На портрете работы Корнелиуса Крона (он встречает посетителей выставки), Сергей Иванович Щукин – классический «человек в футляре». И художник верно схватил суть: выходец из старообрядческой семьи, всю жизнь страдавший тяжёлой формой заикания, Сергей Щукин действительно был сдержанным и закрытым. Однако же именно он, а не рубаха-парень Иван Морозов, в 1907 году сделал свою коллекцию доступной для посетителей. Их принимали по воскресеньям в особняке Щукина в Большом Знаменском переулке. И, по сути, это был первый в мире музей современного искусства.

Михаил Дединкин, куратор выставки, заместитель заведующего Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа:

К нему приходили гости, и он сам рассказывал, кто эти художники, что это за искусство, как их зовут, когда и почему он это приобрел, что он об этом думает. Ведь литературы никакой не было, а в журналы попадали совсем другие имена. А вот эти маргиналы были никому не интересны и никому неизвестны…

В 1914 году Сергей Иванович выпустил каталог своей коллекции с фотографиями «авторской развески». Они – документальная основа выставки. Здесь уже и комната Пикассо, и полный иконостас Гогена, и знаменитая Розовая гостиная, оформлением которой занимался лично Анри Матисс.

Яркий Матисс – фаворит Щукинской коллекции, любовь к этой живописи возникла с первого взгляда. Но начиналась коллекция с другого. До знакомства с Анри Сергей Иванович покупал мейнстрим французского модернизма – дорогих уже по тем временам Дега, Ренуара, Клода Моне.

Ольга Леонтьева, куратор выставки, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа:

Ранние приобретения сразу видны – «Рыбак» де Шаванна в такой пышной раме – это был по тем временам очень модный художник, я бы сказал –культовый. И Сергей Иванович отдал за эту картину огромную сумму —  15 тысяч франков. И в последствие столько же стоил «Танец Матисса».

Были несколько лет коллекция пополнялась только полотнами Ван Гога, Сезанна и Поля Гогена. А с Матиссом Щукин познакомился в 1908-м. И в том же году сам Матисс познакомил Щукина с Пикассо.

Ольга Леонтьева, куратор выставки, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа:

Первая встреча была совершенно неудачной, я бы даже сказала — провальной. Сергей Иванович мало того, что ничего не купил, ещё и вызвал гнев мастера и сам Пикассо разразился злобной карикатурой, наделив собирателя и свиными ушами, и даже пятачком. Ему потребовался ровно год, чтобы он решился на первую покупку.

Михаил Дединкин, куратор выставки, заместитель заведующего Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа:

Известно, что первые приобретения висели не в галерее, а в проходной комнате. И каждый день, проходя по этим жилым комнатам, он просто смотрел на эти картины, и он говорил: искусство Пикассо, это всё равно, что стекло жевать, это остро. Сейчас мы привыкли ко всем возможным формам деформации, для начала ХХ века это было не так, и увидеть вот этот разрушающийся мир было очень тяжело.  

В особняке на Знаменке комната Пикассо была финальным аккордом. 50 работ размещались на 25-ти квадратных метрах.

Михаил Дединкин, куратор выставки, заместитель заведующего Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа:

Во-первых, Сергей Иванович своими заказами, своим интересом и вниманием создал этих двух художников – Матисса и Пикассо. А кроме этого, все было открыто для людей, для москвичей, и сюда приходили творческая элита, творческая молодежь. Весь футуризм учился здесь.

После революции радикальная коллекция Щукина слилась с более мягкой коллекцией Ивана Морозова, а в середине ХХ века это наследство поделили между собой главные музеи страны: Эрмитаж и Пушкинский. И, пожалуй, впервые за прошедшие сто с лишним лет щукинская коллекция, наконец, предстает в Эрмитаже во всей своей чистоте, смелости и в предвидении будущего.