Анна Смирнова, корреспондент:

Екатерину Вторую только при жизни написали более 500 раз. Парадный портрет императрицы — основательницы Эрмитажа представили в музее.

Полотно кисти Андреаса Каспара Гюне заняло свое место в залах Зимнего дворца после масштабной реставрации. Она началась в 2021 году при поддержке «СМП Банка». Картина, по мнению экспертов, отличается уникальной экспозицией.

Светлана Адаксина, заместитель генерального директора, главный хранитель музейной коллекции Государственного Эрмитажа:

На картине такое количество атрибутов, связанных с царствованием великой императрицы Екатерины II, что можно действительно рассказать целую историю государства российского, глядя на те детали картины, которые на ней есть.

На портретах монархов все детали не случайны: Екатерина-законодательница не зря изображена рядом со своим Наказом. На заднем плане — величественный образ Медного всадника, ведь императрица — продолжательница дел Петра Великого. А также Академия художеств, учреждённая ею. Благодаря покровительнице искусств Екатерине Второй появился и Эрмитаж. Годом основания музея считается 1764 год, когда была закуплена первая коллекция, послужившая основой будущего собрания. За свою многолетнюю историю музей обзавёлся Клубом друзей. Это сообщество объединяет и представителей бизнеса, при участии которых проходила эта реставрация.

Александр Конышков, управляющий филиалом АО «СМП Банк» в Санкт-Петербурге:

Для нас это достаточно символичная вещь. Почему? Потому что это та эпоха в России, которая была одной из самых великих. Это интересный период в жизни нашего государства, нашей страны, поэтому мы с радостью взялись за этот объект.

Андрэас Каспар Гюнэ создавал серию картин по заказу князя Потёмкина, и долгое время этот портрет находился в частной коллекции. В собрание Эрмитажа картина попала накануне Великой Отечественной войны. Однако она не экспонировалась, ждала своего часа. Записи о предыдущих реставрациях не сохранились, к моменту начала работ полотно было прорвано в двух местах. Делали дублирование, расчищали слой лака, восстанавливали утраченную живопись. Для того, чтобы было видно, насколько картина изменилась, оставляют так называемые контрольные участки. Любая реставрация готовит открытия или даёт ответы на вопросы. Эта — не исключение.

Наталья Бахарева, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа:

Подпись художника, которую трудно было рассмотреть, и не очень хорошо читалась дата, после расчистки эта подпись и эта дата стали очень отчётливо видны, и мы можем очень чётко говорит — картина написана в 1790 году.

Сегодня в коллекции Эрмитажа более трёх миллионов экспонатов. Каждый год реставрируется около пяти тысяч. Увидеть обновленный портрет Екатерины Второй теперь можно в отделе Русской культуры второй половины XVIII века Государственного Эрмитажа.