Мост Александра Невского, архитекторы: А. В. Жук, С. Г. Майофис, Ю. И. Синица, инженеры: К. Л. Клочков, Г. М. Степанов, год открытия – 1965
АНДРЕЙ СМИРНОВ,ведущий: В 2025 году исполнится 65 лет второй по популярности переправе Петербурга – мосту Александра Невского. Один из 12 постоянно разводящихся мостов соединяет правобережный район Северной столицы с центром города. Здесь, по левому берегу реки, проходит граница исторического центра Петербурга.
Малоохтинская набережная
Переправа именно в этом месте Невы задумывалась ещё в 30-х годах XX века, но лишь к концу 1950-х на правом берегу реки развернулось массовое жилищное строительство. Ленинград, уже отстроенный после войны, стремительно рос вширь: жилые кварталы появлялись на Охте, шло проектирование новых районов на месте петровских пороховых складов, в районе Пискарёвки, Полюстрово, Ржевки. Новый мост через Неву был крайне необходим городу, чтобы решить транспортные проблемы. Строительство переправы власти Ленинграда назвали «градостроительной задачей особой важности».
Синопская набережная
Положение моста между Заневским и Невским проспектами было определено с одной конкретной целью — соединить район Малой Охты с Васильевским островом посредством трассы Невского проспекта и Дворцового моста. Перед началом строительства существенно изменил свой облик левый берег Невы. Здесь появилась площадь Александра Невского напротив Александро-Невской лавры, для чего были снесены находящиеся на берегу реки кирпичные амбары-зернохранилища и некоторые жилые здания.
Общая длина моста — 907,7 м, ширина моста — 35,8 м
Строительный работы начались в 1960 году. Мост представляет собой семипролётное железобетонное сооружение с разводным пролётом посередине и пандусами на обоих берегах реки. На момент открытия это был самый длинный из всех мостов в черте тогдашнего Ленинграда. Его протяжённость — 629 метров, а вместе с береговыми сооружениями — почти 908 метров. Мост Александра Невского — самый высокий мост через Неву в пределах города. Высота разводного пролёта — 11 метров, ширина — 50 метров. Разводка осуществляется посредством гидравлического привода. Два крыла поднимаются всего за две минуты.
Впервые в СССР при создании переправы использовали ванты — стальные тросы. Вот если присмотреться — они видны в специальных конструкциях, коробах. Тросы моста Александра Невского имеют диаметр 70 мм и выполнены из легированной стали. Натяжение вантов регулируется в зависимости от температуры окружающего воздуха — в холодную погоду натяжение ослабляют, в жару подтягивают с помощью специальных лебёдок. Также впервые на 35-метровой глубине установили железобетонные оболочки для речных опор.
Новой для советского мостостроения была и конструкция V-образных пролётных строений. Их отливали сначала на берегу, а потом устанавливали над водой. Общий вес каждой конструкции превышает 5000 тонн. И наконец, редкий для СССР случай — нерабочее пространство внутри пандусов моста использовано для размещения парковки на 230 машин. До недавнего времени мост Александра Невского оставался самым протяжённым в городе на Неве. И только в декабре 2004 года Большой Обуховский вантовый мост, открывшийся на границе Санкт-Петербурга и Ленинградской области, перехватил пальму первенства: его общая длина — почти 3 километра.
Площадь Александра Невского
Ещё на стадии строительства мост называли Староневским, а ещё до открытия — 15 мая 1965 года ему дали существующее сегодняшнему название — мост Александра Невского в честь великого древнерусского полководца и небесного покровителя нашего города. Торжественное открытие, приуроченное к годовщине Октябрьской революции, состоялось 5 ноября: по мосту началось автомобильное, трамвайное и пешеходное движение, которое сохраняется и по сей день. Ну а сам мост Александра Невского, согласитесь, идеально вписался в городскую среду.