Почему волна жестокости охватила подростковую среду? Или раньше без интернета мы этого просто не замечали? Репортаж Елены Болдышевой.
Хочешь больше подписчиков — создай образ стервы или плохого парня. И подтверди реальными делами. Формула популярности – унижай и снимай.
О жестокости подростков заговорили еще в 80-х. После выхода фильма «Чучело».
История школьницы, которая берет на себя чужую вину. Сверстники ее отвергают. Но такое, непривычно злое лицо юности, не стало примером для подражания. Сегодня недобрые герои восхищают больше.
Владимир Ивлев, полковник, начальник воспитательной колонии УФСИН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области: «Сейчас нет тимуровцев. Сейчас "не клево" быть хорошим человеком.
Дети воспитываются на фильмах "Детпул" какой-нибудь, да. Где герой идет, стреляет, в бошки попадает, мозги вылетают. Потом ему жмут руку, он садится в красную машину и уезжает в закат. Это образ такой. То есть, так можно. Так можно».
Владимир Ивлев. Морской пехотинец. Полковник. Про причины и следствие подростковой жестокости знает больше других. Он — начальник детской колонии.
– У нас отбывает паренек один наказание, который переиграл в ГТА. И поверил, что в жизни можно делать приблизительно то же самое.
Подход к исправлению в колонии не обычный. Спорт. Труд. И искусство. Воспитанники снимают клипы. Про то, какие клипы снимать не нужно.
Это история человека, чья жизнь прошла за решеткой. Из-за видео драки, которую он разместил в сети. Кстати, такие социальные ролики помогают развенчать и миф об "АУЕ". Старый лозунг «арестантский уклад един» у современных подростков обрел вторую жизнь.
Владимир Ивлев: «Это сейчас целенаправленная акция неизвестных мне пока сил, которая отнимает у нас детей. Просто их крадут из наших классов, из наших дворов. В деструктивные эти группы».
Поклонники модного течения «АУЕ» размышляют просто.
А это другие деструктивные группы. «Группы смерти». Кстати, теперь моду на смерть культивируют с пеленок. Сначала дети играют «Монстр хай», укладывают кукол в гробики. Потом идут в соцсети. И там они видят уже знакомую символику. Кстати, администраторам групп, которые приказывают изувечить себя или прыгнуть с крыши, часто нет и 16-ти лет.
Влада Титова, к.м.н., психотерапевт: «Это жажда власти. Жажда почувствовать себя вершителем чужих судеб. Я бы не назвала их психически больными. Это особенности личности. Нарциссическое самолюбование за счет унижения окружающих, за счет того, что окружающие делают так, как им скажут марионетки. Безусловно и беспрекословно подчиняются. Это не насыщаемая такая потребность».
Причины такой потребности – невнимание со стороны родителей. Нежелание понять проблемы ребенка.
Игорь Добряков, старший научный сотрудник института им. В.М. Бехтерева, психиатр: «Одна мама четко сказала, а многие так думают, "и еще не пристает". Сидит тихо. И уже маленькому ребенку, который пристает к маме и маме надоел, что делают? Суют гаджет. Смотри мультики. Играй в игры. И это печально. Это нарушает коммуникации».
Когда нет коммуникации в семье, вместо родителей образцом могут стать герои, далекие от идеалов прошлого. Жестокие. Умеющие быстро решать проблемы.
Людмила Мардер, народный учитель России: «Когда мы смотрим сериал за сериалом и везде драки, и, порой, побеждает тот, у кого сильнее кулак, ребенок не делает никаких выводов, кроме того, как хорошо иметь кулак. Если в нем не воспитано противоядие».
Во все времена победить злость и жестокость могли только добро и любовь. Вот только приготовление такого противоядия занимает годы.
Елена Болдышева, специальный корреспондент: «"Ты меня любишь?" Попробуйте. Задайте этот вопрос своему гаджету. Он предложит тысячи вариантов ответа. И ни одного честного. Даже самый дорогой не ответит. Ведь это "черное зеркало", сколько бы оно не стоило, не сможет полюбить вашего ребенка, так как можете полюбить его вы».