Будущее школы в век информационных технологий пытался представить корреспондент Антон Цуман.

Антон Цуман, корреспондент: «В прошлом веке эта привычная для всех шариковая ручка вытеснила традиционную перьевую. А в 21 веке скорость прогресса просто бешеная. Даже такая традиционная школьная доска превратилась в экран монитора. И даже мел тоже электронный».

В 56-й гимназии уже даже и забыли, что такое мел и тряпка. Электронные интерактивные доски почти в каждом классе. А рабочее место учителя истории и обществознания Инны Черенковой напоминает пульт управления фантастическим кораблем.

Инна Черенкова, учитель истории и обществознания: «Ученики в основном отзываются положительно. Потому что для них это всегда интересно. Они сразу понимают, что они знают, с чем они справились. Но конечно бывают моменты, когда они пытаются, применив свои компьютерные знания, просчитать программу, но соответственно с этим мы тоже успешно боремся».

Вот это для того, чтобы ученик воспринимал лучше информацию потому что мы должны идти за учениками.

Владимир Акимов, который следит за работой всего этого комплекса, демонстрирует нам одну из технических новинок учебного сезона. Сразу и не понять, где находишься — в классе или в кинотеатре, экраном которого можно управлять по щелчку пальца. И, по словам замдиректора гимназии, гаджеты в школе – не излишество, а острая необходимость.

Владимир Акимов, заместитель директора по школьной информационной сети ГБОУ «Академическая гимназия №56» Санкт-Петербурга: «Без них мы уже не можем. Они помогают и подготовиться к ЕГЭ, к уроку и удаленно пообщаться с учителем, даже если вы заболели. То есть вы, если не присутствуете на уроке, можете выйти, зацепиться за эти доски. Когда-то говорили — 21 век, так вот этот век уже настал».

Новое поколение учеников начинает привыкать к гаджетам прямо с детства. Более того, технические устройства начинают проникать уже в дошкольную программу. Например, шестилетний Амир с удовольствием испытывает одну из них, которая с 1 сентября появится в школе дополнительного образования на севере города.

Для Амира планшет намного интереснее кубиков и фломастеров, лежащих рядом. Поэтому, по словам руководителя школы Светланы Рахманиной, при всех достоинствах новых технологий стоит знать меру.

Светлана Рахманина, генеральный директор школы дополнительного образования: «У нас на занятиях не более 10 минут. Мы используем даже в младшей группе, где деткам 2-3 года мы выдаем каждому планшет и это элементарные какие-то занятия. Найти отличия что-то нарисовать. Деткам очень интересно, они переключаются».

Тем временем, в Европе доля использования планшетов в образовании достигает уже 80 %. И каждый третий произведенный планшет покупается именно для образовательных нужд. Но даже наши соседи — прогрессивные финны, чье образование считается одним из лучших в мире — не рискнули полностью заменить школьные прописи на клавиатуру компьютера.

Минна Ровио, начальник управления образования г. Иматра (Финляндия): «Традиционное письмо из нашей системы преподавания никуда не делось . Это работает как дополнение к традиционному способу обучения — наша реакция на новую цифровую эпоху. Тем более государственный экзамен, который сдают все финские выпускники, в 2019 году станет полностью электронным. Нам необходимо под это подстраиваться».

Антон Цуман, корреспондент: «Но даже гаджеты в образовании уже пройденный этап Следующий — виртуальная реальность. Когда в прямом смысле, не вставая из-за парты, можно бороздить на ледоколе просторы Арктики».

Подобные учебные программы как раз проходят тестирование в ИТМО. По словам инженера Дениса Столярова, виртуальная реальность, или как её называют, технология 360 градусов, позволит лучше изучать природные явления или бывать в ныне разрушенных исторических городах. Но реального учителя всё равно не заменят.

Денис Столяров, ведущий инженер Центра дизайна и мультимедиа Университета ИТМО: «На эту тему проводилось много исследований, и они показали, что если заменять преподавателя, то восприятие того или иного предмета становится более качественным процентов на 30, а вот если дополнить урок классическим занятием, то эффективность вырастает на 80-100 процентов. То есть в 2 раза».

А между тем, уже появляются учебные программы на стыке двух реальностей — реальной и виртуальной. Вот, например эти американские дети, не выходя из школьного спортзала, наблюдают за прыжком кита.

Впрочем, несмотря на все достоинства такой системы обучения психологи предостерегают — повальная цифровизация и виртуализация образования при всех своих плюсах делает его менее «человечным».

Ирина Прохорова, психолог: «Из процесса обучения, даже из процесса экзамена уходит эмоциональный компонент, то есть это, как говорят подростки, ты тупо учишься, эмоциональной привязки к учебе уже такой не возникает».

А в обычном мире за прошедшие 15 лет у школьного учителя появился сильный и опасный конкурент. Имя ему — Интернет. На нем выросло уже целое поколение — поколение Z. Для которого учитель уже не авторитет. И вместо школьной библиотеки у них другие источники информации — гугл и яндекс. И чтобы противостоять этому сверхразуму? педагогам, по мнению лучшего учителя 2007 года Дмитрия Гущина, придется приспосабливаться.

Дмитрий Гущин, учитель математики, победитель конкурса «Учитель года – 2007»: «Наибольшим авторитетом у учеников пользуется не тот учитель, который очень много знает, а тот, который по-человечески к тебе относится. Хотим мы этого или не хотим, школа будет применять то, что у него есть в жизни. И мне кажется, что это движение вперед».

То есть даже когда век знаний полностью сменится веком информации, человечность — ключевой параметр школьного образования – останется. Кстати, в рабочем кабинете обладателя хрустального пеликана Дмитрия Гущина — привычная доска. И доказательства теорем на ней записаны мелом. Самым обыкновенным.