Пока речь идёт только о 35 часах в рамках одного курса и исключительно об 11 классе. Этот предмет был полностью исключен из учебной программы еще в 1993 году. А какую роль астрономия играла в ленинградских и петербургских средних учебных заведениях? И куда петербуржцы ходили смотреть на звёзды в самом начале 20 века? Репортаж Павла Никифорова.
В школы возвращают уроки астрономии. Пока речь идёт о 35 часах курса и только выпускникам. Но главное, что вопрос решён. А что значит для Петербурга – Петрограда – Ленинграда астрономия, насколько близок для школ нашего города этот предмет? Все последние поколения росли буквально без звёзд. Но мода на космос, всё новые и новые фильмы и компьютерные игры вернули звёздные тела в школьные классы. Причём буквально вернули. Ведь, например, для Школы 10-летия Октября — этот предмет далеко не нов.
Павел Никифоров, корреспондент: «В этой школе училось первое советское поколение — ведь, например, все первоклашки были рождены уже после революции. А само здание с архитектурной точки зрения было построено, как сейчас бы сказали "с обратной связью". Молодое советское поколение получило возможность смотреть на звёзды, направлять свой взгляд прямиком в космос. А если смотреть на это здание из космоса, сверху, то окажется, что оттуда виден главный символ нового государства. Здание было выполнено в форме серпа и молота!».
Школе 10-летия Октября — сегодня она лицей №384 — исполняется 90 лет. Построена в 1927 году, спустя ровно десять лет после революции — отсюда и название. Кстати, первая официальная постройка в советском Ленинграде и уже с кабинетом астрономии, оборудованным телескопом. Только в 32 году в СССР предмет вводится как самостоятельный, а в ленинградской школе на проспекте Стачек обсерватория уже работала к этому времени пять лет!
Но настоящая мода на астрономию началась в Петербурге задолго и до Ленинграда и до Петрограда. И чтобы понять масштабы этой моды — нужно прийти сюда, к 24 дому на Прилукской улице, недалеко от Обводного канала.
Павел Никифоров, корреспондент: «Это так называемая "народная обсерватория" – дом с высокой узкой башней, завершающейся небольшим астрономическим кабинетом на 25 человек. И за первое десятилетие эту обсерваторию посетило 2 миллиона человек. Только 25 человек внутри и при этом 2 миллиона посетителей за 10 лет — вы представляете, какие очереди были вот на этой улице? Сегодняшние очереди из китайцев в Эрмитаж — это просто несколько человек по сравнению с той толпой, что стояла здесь сутками в начале позапрошлого века».
Обсерватория в Народном доме графини Паниной открылась в 1902 году. А уже через 8 лет получила награду Брюссельской международной выставки за просвещение и пропаганду астрономии среди простого народа. Обсерваторию закрыли в 1937 году. Спустя 40 лет, в 70-е её попытались реанимировать, но без особо успеха. А в 1993 году — уже в современной России – астрономия была полностью исключена из учебного плана. Мы вышли на связь с петербургским космонавтом Андреем Борисенко, чтобы узнать, а что думают об этом на орбите.
Андрей Борисенко, летчик-космонавт, Герой России: «Я глубоко убежден, что астрономия в школе должна быть. По крайней мере, когда я учился в 10 классе, на астрономию тоже отводилось очень мало времени. Но, тем не менее, это был обязательный предмет и худо-бедно мы получали какие-то базовые знания. И я уверен, что эти базовые знания должны быть. Потому что, к сожалению, я сталкивался в интернете с такими вещами, когда люди начинают обсуждать, а действительно ли Земля круглая. И это не было бы так смешно, если не было бы так грустно. И это происходит, в том числе из-за того, что в школе не задаются базисные знания».
Наш город успел пережить невероятную моду на астрономию. Мы первые построили настоящую обсерваторию в обычной средней школе. И несмотря ни на какие запреты в учебной программе, все мы с детства любим бродить по Планетарию на Горьковской. Мы сделали круг в сто лет. Потеряли много времени, и как ни странно к счастью и уму — вернулись в самое начало.