— Добрый день! Вас беспокоит майор полиции…
Юля Чеснокова, корреспондент:
Майоры полиции, следователи ФСБ, сотрудники безопасности банка — да, поток мошенников вокруг нас, к сожалению, не заканчивается. Сегодня расскажем, как не попасть на их удочку, если вам в мессенджерах пишет ваш начальник, например.
Такая история приключилась со сценаристом Оксаной Мавриной и превратилась в настоящий сценарий для будущей криминальной драмы. А начиналось всё с безобидной переписки в мессенджере с хорошим знакомым и по совместительству главой учреждения, где девушка раньше работала.
Оксана Маврина, жертва мошенников:
Он начинал издалека. Там не было сразу же — вашу базу взломали, вы должны деньги, нет, — Оксана, приветствую, как твои дела, как ты сейчас, как тебе работалось? Там даже пунктуация была такая же, как человек может писать односложно, вот эти вот запятые, точечки. То есть у меня нет ни малейшей мысли, что это не этот человек.
Итак, первый и самый главный барьер — фильтр недоверия был легко пройден хорошим личным общением с человеком. А есть ли шанс соскочить с крючка мошенников в самом начале такой схемы?
Андрей Чечулин, руководитель Международного центра цифровой криминалистики СПб ФИЦ РАН:
Первое, что явно отличает созданные мошенниками учётные записи — это то, что там нет истории, это очень подозрительно. Второе — ну, нужно в принципе воспитывать врожденную подозрительность, потому что сейчас, кто бы вам не написал в социальных сетях или позвонил — это может оказаться мошенник. Причём даже если вы услышите знакомый голос — это не означает, что этот голос не был подделан с помощью нейронных сетей — так называемые дипфейки.
Раскусить мошенников на раннем этапе Оксана не смогла, и дальше, как сама признаётся, жила уже в новой вымышленной реальности. А там события развивались стремительно.
Оксана Маврина, жертва мошенников:
Базу сотрудников и бывших сотрудников взломали, и произошла утечка данных. Чем это может быть чревато? Он говорит, — Может быть всё что угодно, но тебе на этот вопрос и вообще про ситуацию в целом гораздо подробнее и лучше ответит следователь ФСБ. Он тебе сейчас позвонит. «Сейчас» наступило через секунду, я не успела там ни встать, ни попить воды, ни подумать.
Андрей Чечулин, руководитель Международного центра цифровой криминалистики Спб ФИЦ РАН:
Главное быстро, главное срочно. Они будут стараться, чтобы вы меньше отвлекались. Если у вас идёт на работе какая-то проверка, это на работу придут следователи, там будут разбираться и потом вас вызовут, скорее всего, повесткой и вы уже будете разбираться уже в офисе конкретного следователя.
Оксана Маврина, жертва мошенников:
Что он сделал в первую очередь, он сказал — Оксана Евгеньевна, значит, заходите в любой браузер и вбиваете «официальный сайт ФСБ России». Вбиваю. Он говорит, — Сверяем номер, с которого я вам звоню, похоже? Ну я говорю, — цифры одинаковые, — Ну вот, представляете, дело какой важности, если я с вами сейчас общаюсь?
Станислава Зарудная, психолог:
Пока вы находитесь под психологическим воздействием, может быть, единственное, что вас спасти — взять инициативу. Что значит взять инициативу — это повесить трубку либо заручиться помощью другого человека. Второй вариант более идеальный.
Но заручиться поддержкой Оксана не успела. Для родных и коллег девушки мошенники придумали легенду, что та якобы уехала в родной город. Сама же Оксана в это время объезжала банки в попытке взять кредиты, чтобы помочь вымышленным сотрудникам накрыть банду преступников. Неизвестно, сколько бы ещё денег девушка оказалась должна друзьям и знакомым, если бы близкая подруга не забила тревогу и не пришла к ней домой. В итоге после 10 дней, что длилась эта персонально разыгранная телефонная афера у Оксаны 10 миллионов долга, сгоревшие же нервные клетки подсчёту не поддаются.
Оксана Маврина, жертва мошенников:
На следующий день был мой день рождения. У меня теперь два официально, потому что, на самом деле, это очень тяжелый опыт. Это то, что может тебя сломать, и это правда ломает, потому что ощущение вот этого вот слома и тебя, твоей реальности на до и после, оно присутствует очень четкое.
Станислава Зарудная, психолог:
По сути происходит травма — это разочарование и в себе и в целом чувство вины. Потому что мы все считаем себя достаточно финансово разумными, разумными, чтобы не вестись на такие вещи. Именно эта уверенность в конце нас и добивает, если мы оказались жертвой мошенников. Поэтому говорить, безусловно, надо и искать поддержу людей, которые оказались в похожих ситуациях.
Стратегию проговаривать свой болезненный опыт интуитивно выбрала и Оксана Маврина. Девушка уверена, для неё — это способ сохранить психику. Для других же её история — повод задуматься, что можно предпринять, чтобы самим не стать жертвой мошенников?
Юля Чеснокова, корреспондент:
Так что в любой непонятной ситуации постарайтесь, как минимум, повесить трубку и перезвонить важному для вас человеку. Эти секунды помогут спасти деньги, время и нервные клетки.