В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Екатерина Огарева, доцент Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы, кандидат психологических наук.

Ксения Бобрикова, ведущая: Самыми популярными детскими именами по данным Комитета по делам записи актов гражданского состояния в Петербурге в 2022 году стали София и Александр. Чиновники отметили, что имя Александр удерживает первенство в списке самых распространенных мужских имен с 2013 года, а София занимает главенствующую позицию на протяжении уже 5 лет. Как вы думаете, почему именно Александр и София стали такими модными и популярными?

Екатерина Огарева, доцент Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы, кандидат психологических наук: На самом деле имена такие универсальные. Они очень хорошо вписываются в наш этнокультурный контекст. Если мы вспомним о большом медиа-исследовании 2008 года, которое называлось «Имя России», то там как раз-таки россиян опрашивали о самых популярных именах. В топ-10 вошли: на первом месте оказался Александр Невский, также там был Александр Пушкин и Александр II, который был реформатор-освободитель. Этот пример хорошо показывает насколько насыщенным и богатым по контексту является для нас имя Александр.

Василий Киров, ведущий: Почему возникает мода в тот или иной период времени на определенное имя?

Екатерина Огарева, доцент Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы, кандидат психологических наук: Разные тут могут быть объяснения. То есть общие социокультурные тенденции, безусловно, задают моду на имена. Например, можно вспомнить моду 20-30-х годов. Тогда было популярно имя — Вилен, которое означало Владимир Ильич Ленин. Это яркий пример неологизмов, которые превращаются в имена. То, что попадает в медиа среду и набирает большие обороты, тоже имеет тенденцию превращаться в некие имена. Еще пример — старинные христианские имена — Лука, Матвей. Церковь, как социальный институт, набирает популярность. Мы видим, что эта тенденция все укрепляется с течением времени. У нас президент Российской Федерации ходит на Рождественскую службу.

Ксения Бобрикова, ведущая: Откуда идет тенденция на славянские языческие имена такие, как Пересвет, Светлояр, Ярополк?

Екатерина Огарева, доцент Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы, кандидат психологических наук: Сейчас еще одна тенденция набирает обороты, и она хорошо проявляется в бизнесе. Это укрепление корней и рода.

Василий Киров, ведущий: Можно ли предугадать моду на имена?

Екатерина Огарева, доцент Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы, кандидат психологических наук: Мода на имена бывает текущая, и в ней все циклично. Тут должны появляться яркие фигуры, которые зададут этот тренд.

Василий Киров, ведущий: Может ли имя повлиять на дальнейшую судьбу ребенка?

Екатерина Огарева, доцент Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы, кандидат психологических наук: Имя — это мощный инструмент, идентификация. Когда мы называем ребенка, мы даем ему определенное послание. Но, если мы его озвучиваем, если имя связано с какой-то фигурой, которая была у нас в роду, то тогда ребенок получает очень мощное послание. С одной стороны, это может его подкреплять, а с другой стороны задавать некую планку, которой он не готов соответствовать. Тут имя может иметь разное влияние.