Дмитрий Аксёнчик, корреспондент:
Монрепо. В переводе с французского «мой отдых, моё отдохновение». Не спроста говорят, что это парк, созданный поэтом. Речь об известном литераторе своего времени и учителе Логики будущего императора Павла I Людвиге Николаи. Спустя 5 лет реставрации усадьба выглядит практически также как при самом известном её владельце в начале XIX века.
Александр Смирнов, директор музея-заповедника «Парк Монрепо»:
Практически так. Усадьба имела несколько более обжитой вид. Мы будем этим заниматься летом. Здание украшал плющ, виноград, цветники вдоль фасадов.
Деревянные бочки для сбора дождевой воды уже на месте.
Александр Смирнов, директор музея-заповедника «Парк Монрепо»:
Этой водой поливали как раз растения, которые украшали фасад.
Библиотека Людвига Николаи. Венчает её небольшая башня с колоколом.
Александр Смирнов, директор музея-заповедника «Парк Монрепо»:
Каждые полчаса в парке раздаётся такой небольшой мелодичный звон, который позволяет нам так ненавязчиво следить за временем.
К слову, XX век был беспощаден к деревянной архитектуре. Поэтому такие фасады — сейчас большая редкость.
Александр Смирнов, директор музея-заповедника «Парк Монрепо»:
Уникальный проект по воссозданию такого комплекса деревянного зодчества с таким большим процентом сохранности. Центральная часть фасада покрыта как раз теми отреставрированными досками, которые сохранились до нас.
Таковых было немного у многострадального усадебного дома.
Александр Смирнов, директор музея-заповедника «Парк Монрепо»:
К моменту начала реставрационных работ здание уже почти 30 лет находилось в аварийном состоянии. Оно было законсервировано после пожара.
Состояние дома было настолько плачевным, что пришлось буквально разбирать его по брёвнышкам и лечить уцелевшую древесину.
Александр Смирнов, директор музея-заповедника «Парк Монрепо»:
Реставрация деревянного зодчества считается, если мы сохранили не менее 35% исторической древесины. Пришлось практически каждое бревно отдельно оценивать и сохранять, если не целое, то хотя бы какую-то его часть.
Настенная живопись Главного зала — один их самых кропотливых процессов реставрации.
Александр Смирнов, директор музея-заповедника «Парк Монрепо»:
Классический интерьерный элемент начала XIX века, когда у нас существующие деревянные световые окна повторяются в орнаменте росписи.
Удалось спасти фрагменты исторической штукатурки с росписью.
Александр Смирнов, директор музея-заповедника «Парк Монрепо»:
У нас сохранились лишь единичные фрагменты, которые были бережно вырезаны до разборки сруба.
Изразцовые печи.
Александр Смирнов, директор музея-заповедника «Парк Монрепо»:
Вот та вот практически полностью родная, а это воссозданная. Она была практически полностью утрачена. В общем, наверное, это реализация той мечты, которая была у хозяев усадьбы в начале XIX века.
Ну почти. За исключением некоторых деталей. Таких как потолок Главного зала, который раньше украшал живописный плафон «Венера и Марс с Амурами». До тех пор, пока в 1960-е годы, когда в здании был детский сад, кто-то не умудрился украсть 5 метровое полотно.
Светлана Подзорова, заместитель директора по реставрации музея-заповедника «Парк Монрепо»:
По счастью, в архивах сохранились чёрно-белые фотографии, и мы уже занимались тем, чтобы воссоздать полную картину этого живописного полотна. И планируем его здесь показывать посетителям.
При том, что основная часть реставрации уже позади, работы все ещё продолжаются. Так что посетители парка пока могут любоваться домами Усадьбы только снаружи.
Светлана Подзорова, заместитель директора по реставрации музея-заповедника «Парк Монрепо»:
Наши гости смогут увидеть Усадебный дом после реставрации в мае. И скорее всего, мы планируем здесь открыть небольшую выставку пока, которая будет рассказывать о Монрепо в XX веке.
В общей сложности, работы проходили на 33 гектарах. То есть на территории всей исторической части Монрепо, включая парковую зону и, конечно, всю ландшафтную композицию целиком. Реставраторы постарались бережно внести современные технологии, сохранив при этом дух старинной Усадьбы.