В гостях у программы «Утро в Петербурге» Владимир Анохин, ведущий научный сотрудник Лаборатории географии и гидрологии Санкт-Петербургского Федерального исследовательского центра РАН, профессор, доктор географических наук.

Людмила Ширяева, ведущая: Петербургские ученые, гидрологи Федерального исследовательского центра РАН, нашли следы землетрясений в Ладожском озере. Этот факт разрушает теорию о сейсмическом спокойствии в нашем регионе.

Михаил Спичка, ведущий: Стоит ли нам беспокоиться?

Людмила Ширяева, ведущая: Очень интересно, это следы древних землетрясений, или они происходили в недалеком прошлом?

Владимир Анохин, ведущий научный сотрудник Лаборатории географии и гидрологии Санкт-Петербургского Федерального исследовательского центра РАН, профессор, доктор географических наук: Начну с того, что мы обнаружили на дне Ладожского озера субвертикальные уступы высотой до 100 метров, это достаточно высоко. Свежие уступы в коренных породах. В процессе подводной фото-, и видеосъемки наткнулись на первый уступ пару лет назад. И с тех пор обнаружили ещё шесть. На этих уступах нет следов обработки ледником, это значит, что уступы могут оказаться свежими. Есть группа учёных, которая утверждает, что на дне озера происходили в историческое время сильные землетрясения. Последние десятилетия наша станция фиксирует сейсмические события, мощностью до 4 баллов. Это не очень много, для Петербурга незаметно. Но, такие высокие уступы могут образоваться в результате только сильного землетрясения.

Людмила Ширяева, ведущая: В историческое время, это когда? 100, 50 лет тому назад? Что значит “свежие” для ученых?

Владимир Анохин, ведущий научный сотрудник Лаборатории географии и гидрологии Санкт-Петербургского Федерального исследовательского центра РАН, профессор, доктор географических наук: Ледник отсюда ушел 12 тысяч лет тому назад, если нет следов обработки ледником, значит, событие произошло в этот период. По геологическим меркам — это сегодня. Нельзя утверждать точно, но это основание для предположения, что наш регион не совсем сейсмически спокойный.

Людмила Ширяева, ведущая: Чем это может грозить? Выходят ли какие-либо опасные вещества с разломов? Ведь уступы это же разломы?

Владимир Анохин, ведущий научный сотрудник Лаборатории географии и гидрологии Санкт-Петербургского Федерального исследовательского центра РАН, профессор, доктор географических наук: Так точно. Свидетельством тектонических разломов и являются такие уступы. Это подводящий канал для веществ, которые могут подняться кверху. На Северной Ладоге, на побережье, известны несколько радоновых озер. Конечно же, радон поступает из недр земли. Купаться там полезно, но необходимо соблюдать дозу. Также могут подниматься и вредные вещества типа ртути, подземные воды. И, разумеется, любые сейсмические события, даже самые слабые, могут усилить поступление веществ из недр земли. За этим нужно следить, и все эти моменты мы изучаем.

Михаил Спичка, ведущий: Насколько постоянен этот мониторинг? Как часто нужно отслеживать, и кто это делает? Водолазы?

Владимир Анохин, ведущий научный сотрудник Лаборатории географии и гидрологии Санкт-Петербургского Федерального исследовательского центра РАН, профессор, доктор географических наук: Наш институт озероведения Федерального исследовательского центра РАН проводит ежегодные обследования дна Ладожского озера самыми разнообразными методами, в том числе подводная фото- и видеосъемка. Также отбираются пробы воды на биоту, на химический состав. Все это мониторится. Существует мониторинговая сеть, по которой несколько раз за лето наши специалисты смотрят, изучают, отбирают пробы и изучают состояние воды и дна озера.

Людмила Ширяева, ведущая: А если произойдет землетрясение на глубине, в наши дни? Это будет заметно для нас – людей, которые живут на берегах?

Владимир Анохин, ведущий научный сотрудник Лаборатории географии и гидрологии Санкт-Петербургского Федерального исследовательского центра РАН, профессор, доктор географических наук: Это будет зависеть от мощности землетрясения. 4 балла уже будет заметно в акватории Ладожского озера. Если посильнее, то отголосок донесется и до Петербурга. Сейчас строительство ведется с расчетом на 6 балльное землетрясение. Будем надеяться, что в этих рамках мы и останемся.