На недавно закончившемся кинофестивале в Выборге «Окно в Европу» дебютант Дмитрий Рудаков поднимался на сцену, чтобы получить диплом с формулировку «За поэтику свободы». 26-летнему выпускнику мастерской Алексея Учителя удалось поэтизировать последние дни Варлама Шаламова, доживавшего свой век в доме для престарелых. А всё началось с интервью человека, который навещал автора «Колымских рассказов» в его скорбном жилище.

ДМИТРИЙ РУДАКОВ,режиссёр:
Пока я читал это интервью, я как-то представил себе этот фильм, как он мог бы выглядеть. Прошёл год, и я мысленно возвращался к ней. И в какой-то момент понял, что надо садиться и писать текст. Идея живёт внутри и  явно просится наружу.

Если молодому режиссёру, при работе над фильмом, ещё только предстояло открыть для себя кафкианский мир Шаламова,  то удивительно похожему на писателя актёру театра на Литейном Александру Рязанцеву надо было превратиться в немощного старика, который из последних сил надиктовывает свои стихи.

Ртом пересохшимм моим

Перешёптано каждое слово

АЛЕКСАНДР РЯЗАНЦЕВ,заслуженный артист России:
Он был жёсткий, мат-перемат, мог и кружкой запустить. И в то же время рождались  такие вот чудесные стихи, такие лирические, наполненные.  

 «Сентенция» — кино не только о последних днях писателя, но и его последователях-диссидентах, разыскивающих рукописи Шаламова. Готовясь к съемкам, режиссер встретился с одним из них,  долгие годы он жил в Амстердаме.

ДМИТРИЙ РУДАКОВ,режиссёр:
Я нашёл его в фейсбуке, написал ему, рассказал, что вот готовлю фильм и очень хотелось встретиться.Ну и хотелось бы понять в разговоре, во что я ввязываюсь. То, что в голове представляю, имеет место быть, правильно ли вижу в своей голове.

Чёрно-белая, камерная, аскетичная картина, снятая на 16 миллиметров, не случайно названа «Сентенция». Так называется один из рассказов Шаламова, в котором к заключённому, чьё существование – это лишь боль и страх, неожиданно приходит странное слово из другого мира.

 «Я был испуган, ошеломлён, когда в моём мозгу, вот тут – я это ясно помню – под правой теменной костью – родилось слово, вовсе непригодное для тайги, слово, которого и сам я не понял, не только мои товарищи. Я прокричал это слово, встав на нары, обращаясь к небу, к бесконечности: – Сентенция! Сентенция!   И захохотал.»

Так начинается возрождение духа, который оказывается намного сильнее дряхлеющей плоти.

АЛЕКСАНДР РЯЗАНЦЕВ,заслуженный артист России:
Как люди находили такие в себе духовные силы? Это просто  удивительно, что есть такое. Духовность – она сильнее физической немощи.