К началу 40-х трамвай по-праву считался главным видом общественного транспорта Ленинграда, больше 1800 вагонов перевозили горожан по 42-м маршрутам, с началом войны спектр применения трамваев существенно расширился.

Мария Новикова-Охонская,корреспондент:
На трамваях подвозили хлеб к магазинам, снаряды и бойцов на передовую. Часть вагонов переоборудовали для перевозки раненых, другую приспособили для транспортировки музейных ценностей. Первый этап эвакуации коллекций Эрмитажа на Урал шёл по трамвайным рельсам от Дворцовой площади до железнодорожных путей.

Нередко объявление воздушной тревоги заставало составы на линиях, в случае разрушения путей трамвай оказывался заблокированным, без возможности вернуться в парк, кроме того, уже осенью в городе начались серьёзные перебои с подачей электроэнергии, запасы тратили в первую очередь на госпитали и заводы, обеспечивать бесперебойность движения становилось всё более сложной задачей.

Павел Ялышев,начальник группы экспозиционно-выставочных программ Музея электрического транспорта Санкт-Петербурга:
8 декабря случился очень серьёзный налёт, после которого стало понятно, что возобновить трамвайное движение не получится, часть вагонов осталась на улицах. Какую-то часть пытались убирать и краткосрочно местами включали электроэнергию, и уже 3 января была последняя запись в журнале, когда подача электроэнергии была прекращена полностью.

В месяцы вынужденного простоя трамваев, сотрудники парков не бездействовали — ремонтировали вагоны, изготавливали продукцию для нужд фронта, восстанавливали контактную сеть и пути, делали всё возможное для возобновления движения, чтобы избежать эпидемий, до потепления было необходимо очистить улицы.

Мария Новикова-Охонская,корреспондент:
Электричество для возобновления трамвайного движения в блокадном Ленинграде весной 1942 года передавалось через тяговые подстанции центральной части города, благодаря их работе 8 марта на линию вернулись первые грузовые трамваи.

Грузовые трамваи подготовили инфраструктуру для запуска пассажирского движения, возвращение на улицы осаждённого города общественного транспорта стало для ленинградцев символом надежды и веры в победу, ведь трамвай помогал сберечь драгоценные силы для жизни, работы, встреч с дорогими людьми.

Мария Новикова-Охонская,корреспондент:
15 апреля вышли в рейс трамваи пяти маршрутов: третьего, седьмого, девятого, десятого и двенадцатого. Все они пересекались в центре, чтобы ленинградцы с минимумом пересадок могли добраться в любую часть города.
Павел Ялышев,начальник группы экспозиционно-выставочных программ Музея электрического транспорта Санкт-Петербурга:
После того, как трамвай был пущен, командующий фронтом обратился к руководству города с предложением движение прекратить, потому что всполохи искр от вагонов демаскировали город. В течение суток техническое решение было найдено, на вагоны ставили два токоприёмника, когда один из них отрывался от провода, другой оставался и искрения не происходило.

Несмотря на продолжающиеся бомбёжки и обстрелы, движение трамваев в городе больше не прекращалось ни на день.

Мария Новикова-Охонская,корреспондент:
Долгое время трамвай оставался единственным общественным транспортом в Ленинграде. Троллейбусное движение удалось восстановить только в мае 44-го, автобусы вернулись на улицы города уже после победы. В честь подвига блокадного труженика в год столетия петербургского трамвая на проспекте Стачек был установлен этот памятник.