Юля Чеснокова,корреспондент: Сегодня на Петроградской стороне исследуем творчество Лишневского – одного из самых загадочных архитекторов Петербурга.
Вампиры, горгульи, летучие мыши, химеры и демоны. Благодаря Александру Лишневскому встретить эту мистическую компанию можно не только на средневековых соборах, но и на улицах Северной столицы.
Фёдор Грибков,автор проекта «Экскурсии по модерну»: Имя Лишневского, к большому сожалению, стало известно петербуржцам после событий августа 2015 года, когда с фасада по Лахтинской улице был сбит, тогда ещё никому неизвестный кроме жителей Петроградской стороны, Мефистофель.
По легенде образ своего Мефистофеля архитектор срисовал с Фёдора Шаляпина. Барельеф украшал здание на Лахтинской больше 100 лет. Но в XXI веке напротив возводят храм Ксении Блаженной. Соседство демона с православной святыней нравилось далеко не всем и Мефистофель со здания пропал.
Фёдор Грибков,автор проекта «Экскурсии по модерну»: Печально, не только потому, что один из символов Петроградской, да, и вообще интересный объект модерна, а потому что мы лишились фактически доминанты творчества Лишневского, так как перед нами собственный его доходный дом.
Собственный, но не единственный. На улице Ленина архитектор строит ещё один. На этот раз в стиле неоклассицизм. А рядом на перекрестке с Малым проспектом возводит не менее интересный образец модерна.
Фёдор Грибков,автор проекта «Экскурсии по модерну»: В историю Петроградской стороны это здание вошло, как дом с кошками. Действительно, кошки с поднятыми хвостами. К сожалению, не оригинальные. Они восстановлены ленинградскими архитекторами. Здание серьёзно пострадало в советское время, а в 60-е в парадной провели капремонт. Провели так, что утрачены камин, лестничные ограждения, ничего не осталось.
Собственные творения так нравились самому архитектору, что он не только с удовольствием их возводил, но и выкупал у заказчиков. Так, например, произошло со зданием на Чкаловском проспекте. Здесь уже не найти мифических существ, зато сам дом словно сошёл со страниц русских сказок.
Фёдор Грибков,автор проекта «Экскурсии по модерну»: Лишневский прибегает здесь к русскому стилю. Потому что рядом находится церковь архитектора Гримма. Ну, и потом русский стиль становится возможным в связи с празднованием 300-летия Дома Романовых.
Юля Чеснокова,корреспондент: Октябрьская революция приносит стране новую власть, а вместе с ней и новую архитектуру. Но Петроградская сторона навсегда остается заповедником петербургского модерна, который без Александра Лишневского уже не представишь.