В гостях у программы «Утро в Петербурге» Валентина Григорьева, генеральный директор Арт-центра в культурном квартале «Брусницын», специалист по европейской графике.
Марианна Дьякова, ведущая: В арт-центре культурного квартала «Брусницын» с 28 февраля по 27 июля будет представлена выставка работ Марка Шагала под названием La Bible. В экспозицию войдут 84 литографии Шагала, которые объединены темой Ветхого Завета, а также витражи современных художников, вдохновленных его творчеством и вступающих в определенный диалог с ним.
Тимофей Зудин, ведущий: Сейчас узнаем о значении этих произведений, их уникальном визуальном языке и особенностях техники литографии и витража.
Марианна Дьякова, ведущая: Мы знаем Марка Шагала в основном по его ярким живописным работам, которые проникнуты определенным национальным колоритом и ностальгией по детству в деревне близ Витебска. Насколько большое значение в его творчестве занимает графика?
Валентина Григорьева, генеральный директор Арт-центра в культурном квартале «Брусницын», специалист по европейской графике: Надо заметить, графикой мастер начал заниматься позже, чем живописью – в 1920-1930-е годы. После переезда в Париж он начал осваивать техники офорта, литографии и другие. Интересно, что там он обратился уже к иллюстрированию произведений. Маршан Амбруаз Воллар заказал ему иллюстрации к «Мёртвым душам» Гоголя и позже – к Библии. То есть графика – это уже зрелое творчество мастера.
Тимофей Зудин, ведущий: Шагал говорил, что Библия подобна природе, и пытался эту связь передать в своих иллюстрациях. Как вы считаете, что он хотел показать через такое восприятие? Как оно проявляется в его графике?
Валентина Григорьева, генеральный директор Арт-центра в культурном квартале «Брусницын», специалист по европейской графике: Надо заметить, Библия подобна природе. Действительно у него очень много природных моментов. В графике всегда идёт смена жизни и смерти. То есть всегда есть какие-то очень тревожные начала, и потом любовное начало. Влюбленные пары – это один из главных мотивов в его творчестве, и в графике он тоже проявляется. Очень интересно, как он обращается со светом. У него есть определенные работы, которые он называет не по библейским сюжетам – например, «Утро».
Марианна Дьякова, ведущая: Мы знаем, что 24 работы – это эскизы витражей, которые воплощены были в синагоге в Иерусалиме. В выставке с витражами также участвуют современные художники. Диалог между Шагалом и современными художниками построен по принципу витражности?
Валентина Григорьева, генеральный директор Арт-центра в культурном квартале «Брусницын», специалист по европейской графике: В том числе. Также хотелось объединить тему сосредоточения Европы и Востока. В общем, хотелось показать Израиль – как нечто между Европой и Востоком. Одна из витражных работ будет больше на греческую тему, но техника при этом будет шагаловская, потому что мастер Александр Демидов использует роспись тремя красками на одном стекле. Эту технику Шагал разрабатывал со своими ассистентами.
Тимофей Зудин, ведущий: Работы современных художников специально для выставки были созданы или уже подбирались из существующих?
Валентина Григорьева, генеральный директор Арт-центра в культурном квартале «Брусницын», специалист по европейской графике: Частично подбирались из существующих, частично были созданы специально для выставки.
Тимофей Зудин, ведущий: В чём заключается уникальность витражной техники Шагала?
Валентина Григорьева, генеральный директор Арт-центра в культурном квартале «Брусницын», специалист по европейской графике: В том, что он использовал три краски и именно расписывал. То есть он использовал многоцветие в каждом отдельном витражном кусочке, и благодаря этому создается ощущение перелива драгоценных камней. Также очень сложное взаимодействие внутри персонажей сюжетов, действительно можно очень долго смотреть и исследовать.
Тимофей Зудин, ведущий: Можно прям говорить об авторском стиле в витраже?
Валентина Григорьева, генеральный директор Арт-центра в культурном квартале «Брусницын», специалист по европейской графике: Да, безусловно. Например, в Швейцарии была небольшая церковь, после того как туда поместили витражи Шагала, она стала мировой достопримечательностью, туда приезжают со всего мира.
Марианна Дьякова, ведущая: У него были огромные заказы – и Метрополитен-оперу он расписывал, и в Чикаго он расписывал, и Гранд-оперу расписывал. Это тоже были витражи или это были какие-то панно? Использовал ли он витражную технику там?
Валентина Григорьева, генеральный директор Арт-центра в культурном квартале «Брусницын», специалист по европейской графике: Он использовал и роспись, и витражи. Витражи преимущественно в соборах. Также были у него огромные мозаичные панно. Вообще можно сказать, что такое декоративно-монументальное творчество в больших размерах – это его конёк, черта его позднего творчества. Потому что надо заметить, что витражом он начал заниматься после 70-ти лет. Ему было много лет уже, и он впервые начал осваивать и применять эту технику на таких больших пространствах, площадях.
Тимофей Зудин, ведущий: На выставке можно будет не только увидеть работу, но и поучаствовать в мастер-классах, которые в том числе познакомят с техникой витража. Как они будут проходить?
Валентина Григорьева, генеральный директор Арт-центра в культурном квартале «Брусницын», специалист по европейской графике: Это будет в небольших группах. К сожалению, не можем взять малышей, поэтому для детей 12+, необходимо будет работать с паяльником, спаивать цветные листочки. Это та самая витражная техника Тиффани. Можно будет сделать небольшое произведение и забрать его с собой домой.
Марианна Дьякова, ведущая: Как подготовиться и тем, кто что-то знает о Шагале, и тем, кто не знаком с его творчеством, для того чтобы прийти подготовленным на выставку? Нужно ли прийти как чистый лист и с открытым восприятием?
Валентина Григорьева, генеральный директор Арт-центра в культурном квартале «Брусницын», специалист по европейской графике: На самом деле, выставка сопровождается большим количеством материалов. Но я бы посоветовала не читать библейские сюжеты перед посещением выставки. Шагал иногда изображает самые удивительные мимолетные моменты. Может быть, в Библии вы вообще на это не обращали внимания, когда читали. Поэтому я предлагаю смотреть непосредственно на работы, разгадывать хитросплетение сюжетов, посмотреть эту взаимосвязь. У нас эскизы будут и начальные, и законченные. Я предлагаю просто смотреть.