Первые июньские дни 1830 года. Начало эпистолярного романа Пушкина с будущей супругой. Иначе письма Александра Сергеевича к любимой супруге и не назовёшь.
ГАЛИНА СЕДОВА, заведующая Мемориальным музеем-квартирой А.С. Пушкина, Музеем «Пушкин. Жизнь и творчество», доктор филологических наук. Заслуженный работник культуры России:
Это те письма, которые мы знаем сегодня, и которые бесконечно, цитируем всякие замечательные слова Пушкина, адресованные жене, детям. «Гляделась ли ты в зеркало, и уверилась ли ты в том, что с лицом твоим ничего сравнить нельзя на свете, а душу твою люблю ещё более твоего лица» — вот это все в этих письмах.
Эти драгоценные листочки после смерти Пушкина Наталья Николаевна хранила в дорожной шкатулке. Возможно, увидела где-то заграницей и заказала похожую дома – об этом говорит огранка металлических украшений, сверкающих словно россыпь бриллиантов. Этим искусством славились тульские мастера.
ГАЛИНА СЕДОВА, заведующая Мемориальным музеем-квартирой А.С. Пушкина, Музеем «Пушкин. Жизнь и творчество», доктор филологических наук. Заслуженный работник культуры России:
Когда-то, сразу после его смерти, она пыталась читать его произведение и говорила, не могу читать, слышу его голос. Ей было очень больно его слышать. А вот здесь она захотела, вместе с письмами, хранить его портрет. И что же это за портрет? Это портрет, который сделан, гравёром Уткиным, со знаменитейшего портрета кисти Кипренского, того, о котором Пушкин написал: «себя как зеркало, я вижу, но это зеркало мне льстит».
Прошли десятилетия – и не бесследно для реликвии. Лак, клей, бумага – есть где разгуляться аппетиту жучков с романтическим названием «серебряная рыбка». Но не только юркие «серебрянки» доставили хлопот реставраторам. Прежний мастер, обновляя шкатулку, утраты на гравюре восполнил с помощью живописного грунта.
ЕЛЕНА ШИШКОВА, реставратор высшей категории:
Но дело-то в том, что грунт и бумага – это разные материалы, и они по-разному себя ведут. И ещё плюс лаковое покрытие. И это сочетание несочетаемых вещей привело к такому результату, что начались отслоения. Вот эти утраты характерны – неправильные формы. И до основания. Поэтому сняв грунт, мы восполнили утраты китайской бумагой, тончайшей.
Шкатулка с письмами и портретом Пушкина вернётся на свое место сегодня — в памятный день. И памятен он вдвойне – ровно 100 лет назад состоялось первое собрание, посвящённое годовщине гибели поэта. С того февраля, за два года до официальной даты открытия, и началась история знаменитого Музея-квартиры.
ГАЛИНА СЕДОВА, заведующая Мемориальным музеем-квартирой А.С. Пушкина, Музеем «Пушкин. Жизнь и творчество», доктор филологических наук. Заслуженный работник культуры России:
Нужно сказать, что в этом доме после смерти Пушкина память о нём была предана забвению. 88 лет здесь об этой смерти никто не вспоминал и даже были изменены планировки некоторых комнат. Сто лет назад впервые местные краеведы и сотрудники Пушкинского дома Академии смогли войти в эту квартиру. Эти люди мечтали, чтобы здесь был дом Пушкина, чтобы квартира была бы наполнена подлинными пушкинскими вещами.
Особой миссией становится сохранение реликвий, чтобы каждый, входя в дом Пушкина, мог ощутить связь с поэтом, который и по сию пору остаётся нашим современником.