В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Александр Кетов, доцент кафедры конфликтологии СПбГУП, кандидат политических наук.

Тимофей Зудин, ведущий: Более трети россиян хотя бы раз конфликтовали с коллегами. Причины: служебные споры, личная неприязнь и даже работа кондиционера. Александр, 50% россиян заявили, что никогда не ссорятся с коллегами. Мне кажется, это очень высокая цифра. В чем причина? У нас такие бесконфликтные люди в стране?

Александр Кетов, доцент кафедры конфликтологии СПбГУП, кандидат политических наук: Я думаю, что причина не в том, что люди бесконфликтные, а в том, что они просто об этом не говорят, не хотят выносить сор из избы. Многое зависит от стиля руководства в организации, от принятого стиля разрешения конфликтов и, конечно же, от корпоративной культуры в любой организации, потому что во многих организациях она не предполагает вынесение ссоры и там не принято озвучивать какие-то внутренние проблемы. Очень много у нас в России таких организаций.

Ксения Бобрикова, ведущая: Самые распространенные мотивы противоречия рабочего вопроса — 68% респондентов ответили, что сплетни и личная неприязнь — 26% и 23%, соответственно. Начнем с рабочих отношений. К примеру, если я считаю, что надо решить задачу методом А, а Иванов считает, что методом Б, как мы можем прийти к консенсусу, не начав конфликтовать?

Александр Кетов, доцент кафедры конфликтологии СПбГУП, кандидат политических наук: Я сразу скажу, что прийти к консенсусу практически невозможно. Согласно конфликтологическому словарю, который у нас принят, консенсус – это полное согласие по всем вопросам, когда люди живут душа в душу и никаких противоречий у них нет. Компромисс тоже не столь хорош, потому что любой компромисс предполагает, что когда человек не удовлетворяется результатами, то он идет на какие-то уступки и напряжение сохраняется, поэтому на самом деле компромисс не столь хорош, как о нем принято думать.

Тимофей Зудин, ведущий: Какой тогда продуктивный путь?

Александр Кетов, доцент кафедры конфликтологии СПбГУП, кандидат политических наук: Есть несколько стратегий, компромисс последний из них. Если мы говорим о классических стратегиях, их пять. Наиболее прогрессивная стратегия – это сотрудничество, которое предполагает, что люди как-то пытаются выйти на решение конфликта, сотрудничают, занимаются совместной работой по тому, чтобы этот конфликт разрешить и он в итоге разрешается. Есть избегание конфликта, также есть конкуренция, но для того, чтобы разрешить конфликт с помощью стратегии конкуренции, у одной из сторон должно быть подавляющее преимущество — эта сторона диктует другой стороне, как себя вести. Есть такое понятие, как «подстраиваться под конфликт», то есть определенным образом подстраивание под конфликт, под другую сторону. Но в каждой стратегии главное понять, что есть свои плюсы и свои минусы. Между живыми людьми любой конфликт может привести как к позитивным последствиям, так и к негативным, поэтому все их надо комбинировать в зависимости от ситуации.

Тимофей Зудин, ведущий: Давайте затронем вопрос сплетен. Психолог Михаил Литвак написал, что много сплетничают неудачники и бездельники, но понемногу сплетничают все. Почему же сплетни – это одна из основных причин конфликтов, то есть как на них правильно реагировать?

Александр Кетов, доцент кафедры конфликтологии СПбГУП, кандидат политических наук: Группы способов разрешения конфликтов — это структурные и межличностные, то есть руководитель может работать со структурой корпорации, организации, может работать с личностями работников. Если мы берем структурные меры, самое эффективное – это установление четких правил поведения в коллективе. Регламент всех отношений, потому что сплетни – нечто не институциональное, что вне любых прописанных институций. Я как кандидат политических наук, могу сказать, что и лоббизм можно легализовать, как в США, это будет иметь свой эффект, а можно его приравнять к коррупции и бороться с ней, как в Сингапуре, это тоже будет иметь свой эффект. Когда у нас внутриличностные конфликты и в некотором смысле межличностные, связанные именно с внутренним каким-то состоянием человека, конфликтолог тут практически бессилен. Тут надо идти к психологу или к психиатру, а насчет межличностных способов, это некие тренинги, воздействие непосредственно на личность человека.

Ксения Бобрикова, ведущая: Россиян чаще всего раздражают: 38% — громкие разговоры по телефону, 21% — постоянное опоздание, потом злоупотребление парфюмом. Как правильно сделать замечание и человеку сказать об этом?

Александр Кетов, доцент кафедры конфликтологии СПбГУП, кандидат политических наук: Я считаю, что здесь очень легко все это решить структурными мерами, потому что громкие разговоры по телефону зарегулировать очень легко. Опоздание — это тайм-контроль и четко прописать, что будет за опоздание. С парфюмом здесь что-то близкое к дресс-коду — выделить правило, что парфюм не приветствуется.

Тимофей Зудин, ведущий: Вы даете советы скорее руководителю, а если я прихожу в рабочий коллектив, как об этом сказать?

Александр Кетов, доцент кафедры конфликтологии СПбГУП, кандидат политических наук: Здесь уже возвращаемся к стратегиям — вы можете избегать конфликта. Каждый человек сам для себя решает, важно ли дальнейшее сотрудничество, можно ли с ним договориться, можно ли с ним найти какой-то контроль.

Тимофей Зудин, ведущий: Александр, что лучше: конфликты замалчивать либо как-то кардинально разрешать? Могут ли они стать драйвером для развития?

Александр Кетов, доцент кафедры конфликтологии СПбГУП, кандидат политических наук: Ни в коем случае конфликты замалчивать нельзя. Мы, если берем отцов-основателей конфликтологии, Ральфа Дарендорфа, он говорит, что конфликт — это драйвер для развития. Не надо избегать конфликтов, наоборот, надо уметь управлять ими и использовать их для развития. Ни в коем случае замалчивать конфликт нельзя, потому что он, как снежный ком, может расти, мы этого не видим, избегаем, а потом все это раскрывается, и может привести просто к краху, к кризису организации.