ЮРИЙ ГАНИН, начальник органного отдела Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга:
Наверное, все пути сюда меня вели. Музыкальная школа в Московском районе Ленинграда, самостоятельное обучение, потом настройки пианино, роялей в 90-е, в том числе и реставрация, а потом закончилось все мастерскими Вильнюса и продолжение уже в реставрации ремонте органов.
Орган, на самом деле, инструмент и простой, и сложный. Сердце — это мотор. Лёгкие — это мехи. Ну а голос — это вот трубы одинаковой конструкции, но разных величины и диаметров.
Порядка 4,5 тысяч труб. Это как если сравнить художника, более понятным языком: у него краски в руках, у музыканта в руках именно регистры, у органиста. Это окраска звуков.
Для того чтобы следить за изменениями органа в процессе изменения температуры и влажности, необходимо язычковые регистры подстраивать.
Вот мы сейчас поставим сюда резиновый клинок и пойдём к этой трубе на самый верх. Я настаиваю перед каждыми репетициями и концертами. В зависимости от состояния настройки может быть от 40 минут заканчивая часами.
На слух слышно колебания соседних труб, и эти колебания необходимо устранять, чтобы у нас возник ровный чистый тон. Необходимо систематически тренировать свой слух, потому что стоит только какая-то выдержка между периодами настроек, то возникают уже сложности улавливать.
Вообще, вы не найдёте одинаковых органов в мире: каждый орган индивидуален. Звучание нашего органа — эксклюзивное, можно передать все нюансы и красоты тех идей, которые закладывают композиторы в своём произведении.
Я просто делаю свое дело и стараюсь поддержать наш орган, замечательный орган в рабочем состоянии. Это образ жизни. Живу этим.