ДМИТРИЙ АКСЕНЧИК, корреспондент:
Технология 3D-фильмов или же фильмов с объёмным изображением основана на способности человеческого мозга складывать в единое целое картинки, полученные каждым глазом по отдельности. По сути, те принципы, что сегодня лежат в основе современного формата iMAX, были придуманы еще в конце XX века, когда люди научились создавать иллюзию присутствия внутри фотографического пространства — так зародился стерео-кинематограф.
Один из продолжателей дела стерео-кинематографистов, московский режиссёр и сценарист Дмитрий Новиков создал цикл фильмов, основанных на стереофотографиях конца XIX- начала XX века.
ВАСИЛИЙ ГУСАК, хранитель музейной коллекции Государственного музейно-выставочного центра РОСФОТО:
Он работает с ценными архивами. Здесь у нас абсолютно эксклюзивный случай, то есть это не тот 3D-кинематограф, к которому мы уже привыкли, в основе каждой стереофотографии — стереопара, когда каждое, изображение: левое и правое, отдельно снимается и потом отдельно совмещается.
И вот один из результатов труда режиссёра — документально-игровой, экспериментальный фильм «Лев Толстой. По ту сторону фотографий». Зритель фактически становится гостями дома классика русской литературы, благодаря 3D-очкам, через призму которых оживают кадры документальной кинохроники, и малоизвестные стереофотографии Льва Николаевича.
ВАСИЛИЙ ГУСАК, хранитель музейной коллекции Государственного музейно-выставочного центра РОСФОТО:
Во второй половине XIX века постепенно это стало таким очень распространённым домашним бытовым развлечением, во многих домах в больших городах среди буржуазии стояли стереоскопы домашние, к ним покупались, приобретались комплекты стереопары, то есть это было такое телевидение XIX столетия, когда, собственно, телевидения не было.