На связи со студией программы «Утро в Петербурге» Михаил Баркан, телережиссёр, заведующий кафедрой режиссуры телевидения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения.
Ксения Бобрикова, ведущая: Ленинградское телевидение 80-х годов было лучшим в стране. Только на Чапыгина, 6 могли петь рок-музыканты, корреспонденты находились в самой гуще городских событий, в телеспектаклях считали за честь сняться звезды театра и кино. «Пятое колесо», «Поп-антенна», «Открытая дверь», их рейтинги зашкаливали.
Тимофей Зудин, ведущий: Валентин Сошников был одним из руководителей того самого, свободного в начале перестройки телевидения. В Москве вообще не понимали, как такое можно показывать. В минувшую субботу Валентина Дмитриевича не стало. Ему было 79 лет. Можно сказать, что ушла легенда, и выражаем глубокие соболезнования родным и близким Валентина Сошникова. Он был одним из руководителей Ленинградского телевидения в советские годы, когда перестройка только набирала обороты. Цензура ещё имела силу. Как он умудрялся продвигать телепередачи, которые полностью шли вразрез с линией партии?
Михаил Баркан, телережиссёр, заведующий кафедрой режиссуры телевидения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения: Валентин Дмитриевич не только мой старший коллега, но и друг, мастер курса, на котором я учился в театральном институте. Он мой учитель. Я пришел на Ленинградское телевидение в 1988 году, в разгар перемен, которые тогда потрясли страну. Я хорошо помню, когда люди в Москве вызывали телевизионных мастеров и просили их подключить Ленинградское телевидение. За это нужно было платить деньги, потому как тянулся специальный кабель. Валентин Дмитриевич был человеком крайне принципиальным и влюбленным в телевидение. В то время Ленинград не был свободнее Москвы, но сплоченность Ленинградского телевидения была уникальной. То количество талантов, которое приходилось на квадратный метр Чапыгина, 6, зашкаливало. Валентин Дмитриевич пришел на телевидение в начале 70-х, прошел длинный путь от режиссера до руководителя редакции, главного редактора, главного режиссера. В тот момент он создавал телевизионно-творческий центр «Лира», который должен был закрыть ту нишу, которая была связана с культурными событиями города. Уже гремело «Пятое колесо», а Валентину Дмитриевичу было мало. Ему хотелось, чтобы цвели все цветы. Он был авторитетным человеком, вхожим в кабинеты, учеником Александра Товстоногова, и он что-то передал своим ученикам. Поэтому Валентин Дмитриевич входил в кабинеты, стучал кулаком и говорил, что это надо. Я помню, как он брал меня на работу. На Ленинградском телевидении был очень сложный регламент, и попасть было практически невозможно, не сдав специальный тяжелый экзамен. Ему очень хотелось, чтобы я работал в редакции, и он, придя к заместителю председателя комитета по телевидению и радиовещанию, стукнул кулаком по столу, положил на стол мое заявление и сказал, что этот парень ему нужен. Ему никто не посмел отказать.
Тимофей Зудин, ведущий: Валентин Дмитриевич был вашим мастером, но говорят, что научиться телевидению нельзя, все приходит во время работы. Как и чему Валентин Дмитриевич учил своих студентов?
Михаил Баркан, телережиссёр, заведующий кафедрой режиссуры телевидения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения: Он учил их режиссуре, но учил собой. Я пришел к нему на курс в Ленинградский театральный институт уже после ГИТИСа, больших мастеров, и мне казалось, что меня нечему учить, мне нужен только диплом. На деле он перевернул мое представление с первых же занятий. Ходить, снимать по этим коридорам, узнавать тонкости — да, все это возможно в процессе работы, но вот этой бескомпромиссности, перфекционизму, гамбургскому счету может научить только педагог. Именно поэтому его студенты разбросаны по всему миру. В подавляющем большинстве не ушли с профессии, все работают. Для нас для всех его уход — большая трагедия. До последнего дня он знал про нас все: наши награды, призы, горе, потери близких, свадьбы, разводы.