Дарья Богдашкина, корреспондент:

Мы его не замечаем, но он повсюду: в объявлениях, афишах, на указателях. Шрифт. Им написано это, это и вот это слово. А его история началась ещё 10 веков назад со шрифта рукописного.

Дмитрий Петровский, доцент кафедры графики Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна:

Это тот самый старший устав, с которого началась наша шрифтовая жизнь на Руси.

Старший или старый устав — так называется самый первый шрифт, которым писали наши учёные предки в XI веке. Торопиться тогда было некуда, книг было мало, вот и письмо — медленное, тщательное и торжественное. А буквы — тяжёлые и геометричные.

Дмитрий Петровский, доцент кафедры графики Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна:

Геометрически, видите, равносторонний треугольник.

Но жизнь не стояла на месте, количество книг росло, старший устав сменился полууставом, а потом скорописью. Торжественность уходит, буквы упрощаются. Геометрия забыта.

Дмитрий Петровский, доцент кафедры графики Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна:

Вот здесь эволюция буквы З. Она сначала идёт от z греческой, а потом делается круглой. Вот она уже здесь круглая. Буква «Земля».

Больше 40 лет Дмитрий Ильич преподаёт искусство шрифта и каллиграфии и не устаёт повторять, что без знаний основ не обойтись.

Дмитрий Петровский, доцент кафедры графики Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна:

У нас же студенты будущие художники дизайнеры. Ну дизайнеры будут вкалывать на компьютере. Какой художник, который вообще не умеет работать совершенно руками? Диковато немножко.

Полина Ильина

Это очень сложный почерк, в нём очень много декоративных элементов. Нужно соблюдать определённый угол, нужно всегда вести ровные линии. Поэтому это набирается только опытом. И нужно очень долго тренироваться, чтобы начало получаться.

Анна Григоренко

Миллиметр влево-вправо не туда — это также является ошибкой, осечкой.

Дмитрий Петровский, доцент кафедры графики Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна:

Широко-то так не надо. Буква достаточно узкая. Более ли менее вот. Только она не колбаса вот такая, она расширяется.

Сила нажима, угол письма, количество чернил. Следить надо за всем и сразу. Становится понятно, почему дьякон Григорий переписывал Остромирово Евангелие — древнейший датированный памятник восточных славян — со скоростью полторы страницы в день.

Дарья Богдашкина, корреспондент:

Я написала букву А, уже устала.

Дмитрий Петровский, доцент кафедры графики Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна:

Современный человек: сразу! Всё! Одним кликом. Нет. Одним кликом не получается.

Но древнерусский шрифт обитает не только в стенах университета. На выставке в Библиотеке Академии Наук древнерусский пошиб, то есть почерк, гармонично соседствует с авангардными сложными формами. Получается современный арт-объект с духом прошлого.

Дмитрий Петровский, доцент кафедры графики Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна:

Существует понятие детская книга, существует молодёжная книга, историческая или же фэнтези. Там везде совершенно спокойно может использоваться древнерусский шрифт. Ведь вы видите, как древнерусский шрифт совершенно спокойно лежит на современном дизайне.

Середина XIX века. Ширококонечное гусиное или лебединое перо, которым писали до этого, сменяется пером металлическим, прожившим долгие 150 лет.

Марина Карпова, директор научной библиотеки имени М. Горького СПБГУ:

История перьев в какой-то степени двигала развитие науки, потому что всё, что происходило в XIX веке с момента введения в оборот металлических перьев, писалось именно ими.

Новые материалы, конструкция пера, варианты нажима и толщина трека, то есть чернильного следа — всё это повлияло на стиль и почерк. Писать стали легко и бегло как в официальных документах, так и в личных посланиях. А шрифт всё чаще стал отражать личность автора.

Дарья Богдашкина, корреспондент:

В XX веке наступил звёздный час авторучки, а в последнее время мы всё чаще отдаём предпочтение клавиатуре. Но ведь именно рукописный текст несёт в себе индивидуальность, особое тело и историю длиной в 10 веков.