«22 июня 1941 года. В 12 часов дня объявили, что началась война. По радио выступал товарищ Молотов с речью. Мама плакала. Я улыбалась…»
Так начинается дневник 13-летний Тани Вассоевич — девочки, которая пережила самую страшную зиму 1941-42 годов в блокадном Ленинграде — и которая на 254-ёх страницах общей тетради смогла описать весь ужас военного времени.
АНДРЕЙ ВАССОЕВИЧ, сын Татьяны Воссоевич:
Начиная с 22 июня 1941 года по 1 июня победного 1945 года, она вела свои записи, а поскольку моя мама училась в художественной студии, она сопровождала эти записи своими картинками.
Первая бомбёжка Ленинграда, горящие Бадаевские склады, очередь за хлебом: в дневнике нет голых фактов и холодных цифр, а есть детские яркие рисунки, рождённые под впечатлением от совсем не радужной действительности. Они, как пример мужества, стойкости и человеческого достоинства, которые продемонстрировала маленькая девочка из Ленинграда.
«Утро, я иду в школу, с трудом дохожу до школы, вхожу в парадное и повожу носом: что за суп нам дадут? Предстоит трудная задача подняться на второй этаж. Это отнимает несколько минут».
Самая страшная страница – с планом Смоленского кладбища, на котором в январе 42-го года Таня хоронит 16-летнего брата Вову, а в феврале – свою маму.
АНДРЕЙ ВАССОЕВИЧ, сын Татьяны Воссоевич:
Большинство ленинградцев не находили в себе сил похоронить достойным образом своих ближайших родственников, потому что ведь за рытье могилы, за гроб надо было расплачиваться продовольствием. И конечно, со стороны моей, тогда уже 14-летней, матушки это был настоящий подвиг, потому что она получила продукты, которые оставались от брата, его карточки ещё не были отоварены, и смогла похоронить на Смоленском кладбище.
С первых же дней Таня понимает, что её дневник – важное письменное свидетельство исторического момента. Поэтому свои самые личные мысли зашифровывает символами, которые она придумала вместе с братом Вовой ещё до войны.
В апреле 42-го – эвакуация. Сначала в Узбекистан, потом в Казахстан. В Алма-Ате Таня оканчивает школу с золотой медалью, а в 46 году возвращается в родной Ленинград. Проживёт Татьяна Николаевна до 84 лет. Вся жизнь её будет связана с творчеством: она будет писать картины и преподавать в студии рисования. И неоднократно повторять ученикам: «Ведите дневник, потому что дневник — это история!»