«XX век был веком газет. Миллионы людей начинали день с чтения любимых изданий. В Ленинграде самыми популярными были «Ленинградская правда» и молодёжная газета «Смена».
КСЕНИЯ СОТНИКОВА, корреспондент:
В блокаду газеты продолжали выпускать несмотря на дефицит бумаги и перебои электричества. При подготовке фильма, к каким архивным документам, свидетельствам вы обращались, какую информацию удалось собрать?
АНАТОЛИЙ АГРАФЕНИН, автор и ведущий документального фильма «Приравнены к хлебу»:
На самом деле мы долго готовились к съёмкам фильма. Всё началось с 2019 года, когда мы подготовили на «Ленфильме» выставку, посвящённую блокадным журналистам. Мы обращались к воспоминаниям главных редакторов военной поры, воспоминаниям очевидцев. Конечно, собственный опыт помогал. Потому что я пришёл в газету в 1983 году, в «Ленинградскую правду», когда ещё были живы многие ветераны, мы с ними общались. И в ходе бесед ассоциативно возникали какие-то разговоры и о блокаде.
КСЕНИЯ СОТНИКОВА, корреспондент:
Какие истории и факты при подготовке фильма затронули вас больше всего?
АНАТОЛИЙ АГРАФЕНИН, автор и ведущий документального фильма «Приравнены к хлебу»:
Прежде всего, меня затронули сами газеты, потому что я все подшивки просмотрел. Только «Ленинградская правда» во время войны вышла 1204 раза. Соответствено, «Смена», «На страже родины», какие-то армейские газеты. И вот когда ты листаешь эти подшивки, ты просто пальцами, кончиками пальцев чувствуешь, как менялось время. Сначала это нормальная газетная бумага, потом начинаются блокадные номера – и это какая-то плотная, почти обёрточная бумага, потому что печатали на том, что было. Блеклые страницы, потому что в мороз краска плохо ложилась на бумагу, а типографии никто не отапливал.
«В кафе девушка в ватнике продавала кипяток по гривеннику за стакан. Оказалось, об этом распорядился Ленсовет. Я выпил два стакана горячей воды, заплатил 20 копеек. Стало легче, и я пошёл дальше».
КСЕНИЯ СОТНИКОВА, корреспондент:
Как родилось название фильма «Приравнены к хлебу»?
АНАТОЛИЙ АГРАФЕНИН, автор и ведущий документального фильма «Приравнены к хлебу»:
Не только хлеб, но и информация, чтобы люди держались, чтобы люди верили в победу, нужно было поддерживающее слово. И это слово было газетным. Газеты выходили каждый день. Они поддерживали людей, они были, как хлеб. Только хлеб уже духовный. И ещё одна такая ассоциация – газеты печатались в той же типографии, что и хлебные карточки. Соответственно это всё было рядом: и хлеб, и газеты. Поэтому мы решили, что «Приравнены к хлебу», наверное, самое правильное название.